отдать за него свою жизнь». При этих словах у всех на лицах отразился ужас.
Учитель же обратился к старой матери больного: «Жить или умереть - не все ли равно для вас в вашем возрасте, если вы потеряете своего сына, который кормит вас и всю семью. Если вы можете отдать вашу жизнь за него, то я могу спасти его. Если вы, мать, не можете принести жертвы, то кто еще на свете захочет сделать это?» Но старая женщина, запинаясь, проговорила сквозь слезы: «Уважаемый учитель, я готова сделать все, что вы прикажете, чтобы спасти моего сына. Но, как я покину маленьких детей, моих внуков? Я не могу оставить их».
Слушая этот разговор между гуру и матерью мужа, его жена, горько плача, обратилась к учителю: «Мои старые родители уже находятся на грани смерти, без моей поддержки, они не выдержат разлуки со мной. Поэтому я не могу принести этой жертвы».
Каждый находил для себя причину. Тогда гуру обратился к своему ученику и сказал: «Видишь, никто не соглашается отдать за тебя свою жизнь. Теперь ты понимаешь, что только Бог принадлежит тебе, а ты принадлежишь Богу».
Мы запутались в этом мире, отношениями с бесконечными родственниками, отцами, матерями, женами и детьми, но, как мы видим, все это ненадежные воины, которые не в состоянии освободить нас от рождения и смерти.
Глава третья (практический опыт)
Духовные качества
Когда человек присоединяется к Движению сознания Кришны, в большинстве случаев, он не имеет никакого понятия о принципах брахмачарьи или половом воздержании. Иногда людям кажется, что это даже дико, отказываться от естественной потребности удовлетворять свои чувства. Обычно это удивление возникает в умах людей, не имеющих опыта в духовной практике, и к тому же современная цивилизация, благодаря беспощадной рекламе о свободе половых отношений, ведет человечество к деградации. В ранней юности, из-за пагубного влияния порнографических фильмов и журналов, практически каждый молодой человек попробовал вкус сексуальных отношений и одурманивающих средств. Редко, кому удается сохранить целомудрие и чистоту нравов, поскольку сама атмосфера этого века направлена на развратную деятельность.
Поэтому вначале преданный-неофит испытывает затруднение с контролем чувств. Но, благодаря постепенному процессу обучения и общению с продвинутыми вайшнавами, он учится обуздывать язык, желудок и гениталии. И по мере продвижения ему становится все легче и легче контролировать побуждения органов чувств, занимая их в служении Кришне.
Затем спустя некоторое время, мир в его глазах преображается, а ум и чувства уже не приносят чрезмерных беспокойств. В действительности, практиковать воздержание не составляет особой трудности, если человек следует всем правилам и предписаниям преданного служения, и имеет желание сохранять целибат. Более того, брахмачарья в сознании Кришны, развивает в человеке божественные качества и помогает достичь Верховного Господа.
В «Мундака-Упанишад» говорится:
сатйена лабхйаш тапаса хи эша атма саймак гйанена брахмачарйена нитйам антах шарире джйотирмайо хи шубхро йам пашйанти йатайах кшина-дошах
«Верховный Господь, Божественная Личность достигается правдивостью, аскетизмом, знанием и целибатом (брахмачарьей). Свободные от греха отреченные преданные всегда видят прославленного и лучезарного Господа, пребывающего в их сердцах».
Из этого стиха «Мундака-Упанишад», мы можем понять, что Верховного Господа можно достичь через вышеупомянутые духовные качества. Принцип воздержания - это один из наиболее важных аспектов духовной жизни, который поднимает человека на высокий уровень преданности Шри Кришне. Тот, кто практикует брахмачарью, становится смиренным, терпеливым, почтительным, аскетичным, думающим о Кришне и всегда занятым в миссии. Это неуязвимый брахмачари. Его жизнь проходит в непрерывном обучении, поэтому он становится личностью с прекрасными качествами. Посмотрите на старших преданных брахмачари, которые соблюдают целибат больше 20 лет, они обладают удивительными качествами.
Эти качества описаны в священных писаниях в следующем порядке:
1. Дойалу - милосердный;
2. Сахишну - обладающий терпимостью;
3. Сама - уравновешенный;
4. Дроха шунйа врата - совершающий аскезы, не приносящие вреда телу;
5. Сатйасара - правдивый;
6. Вишуддхатма - чистый;
7. Парахитарата - помогающий всему человечеству;
8. Каме акшубхита буддхи - тот, чей разум свободен от вожделения;
9. Данта - владеющий чувствами;
10. Акинчана - не имеющий собственнических догм;
11. Мриду - мягкий;
12. Паримита бходжи - соблюдающий меру в еде и пр.
13. Шантаман - умиротворенный;
14. Аниха - не интересующийся материальными делами;
15. Дхритиман - терпеливый;
16. Стхира - стойкий;
17. Кришна эка шарана - исключительно преданный Кришне;
18. Апраматта - не пренебрегающий своими обязанностями;
19. Сугамбхира - очень серьезный;
20. Виджита шад гуна - победивший шесть побуждений;
21. Амани - не требующий почтения к себе;
22. Манада- почтительно относящийся к другим;
23. Дакша - умелый;
24. Аванчака - не склонный к обману и лицемерию;
25. Гьяни - сведущий в писаниях;
26. Кави - поэт;
Таковы 26 качеств садху, а преданный Кришны, это и есть садху. Он может быть брахмачари или грихастха-брахмачари, независимо от своего статуса, он всегда целомудрен. Поэтому мы можем также с уверенностью сказать, что тот, кто практикует настоящую брахмачарью - несомненно, обретает все лучшие качества садху.
Характер идеального брахмачари не складывается за одну ночь, человеку нужно пройти через борьбу и испытания, чтобы избавиться от анартх. И когда он преодолеет похотливые желания, и станет непреклонным в преданном служении Верховному Господу, тогда в его уме и сердце воцарятся покой и умиротворение. В «Бхагавад-гите» (2.70-71) Кришна говорит, кто может достичь покоя и умиротворения:
апурйаманам ачала-пратиштхам