Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 39 ------

Парамахамса дас - Жизнь в отречении - Страница 39

живое существо - это духовная душа, меняющая различные типы тел. Он может теоретически понимать это, но когда к нему приходит практическое осознание, тогда он воистину становится пандитом, тот, кто действительно обладает знанием. До этого времени, двойственность будет продолжаться, «мужчина и женщина».

Ш.Прабхупада в этом комментарии говорит о практическом осознании, когда человек достигает стадии самоосознания и поднимается над телесной концепцией жизни. И настоящий тест самоосознания определяется тем, что человек не только отказывается от двойственности «мужчина и женщина», но также не делает различий между человеком и животным. Это важный момент, поскольку, пока человек не осознает себя, он не сможет увидеть духовную природу других живых существ и подняться над двойственностью. А если он не избавился от концепции двойственности, основанной на понятии «мужчина и женщина», всегда существует шанс быть ввергнутым в иллюзию. Следовательно, в отреченном укладе жизни, преданный должен быть осторожным по отношению к объектам этого мира и постоянно совершать усилия в достижении самоосознания или сознания Кришны. Ему необходимо учиться, не отождествлять себя с телом и видеть во всех живых существах бессмертную душу, исполненную cam чит ананды.

Совершенный брахмачари или совершенный преданный никогда не забывает свою трансцендентную природу, и всегда находится на духовной платформе, сознавая себя вечным слугой Кришны. Это сознание утверждает преданного в безупречной брахмачарье и возвышает его над двойственностью этого мира. И на самом деле, каждый из нас должен подняться на этот уровень, чтобы освободиться от иллюзии.

Конечно, сейчас мы находимся в тюрьме материального тела, но, как только мы достигнем самоосознания, мы поймем всю бессмысленность наслаждений и почувствуем отвращение к удовлетворению чувств. Телесная оболочка уже не будет иметь для нас большого значения. Нам не захочется больше связывать себя с проблемами телесной концепции жизни. И вместо жадности, гнева и вожделения, у нас появится великий энтузиазм и непоколебимое желание безраздельно вручить себя лотосным стопам Говинды.

Трансцендентный уровень шуддха-саттвы

В «Бхагавад-гите» (14.26.) Кришна говорит:

мам ча йо вйабхичарена бхакти-йогена севате са гунан саматитйаитан брахма-бхуйайа калпате

«Тот, кто целиком посвящает себя преданному служению и ни при каких обстоятельствах не сходит с этого пути, поднимается над Гунами материальной природы и достигает уровня Брахмана».

В этом стихе объясняется, как подняться на трансцендентный уровень. Если мы хотим вырваться из оков иллюзии, нам необходимо утвердиться в гуне добродетели, но даже в саттва-гуне, мы будем обусловлены, поскольку эта гуна также является частью майи, иллюзорной энергии. Поэтому священные писания рекомендуют подняться выше трех гун материальной природы, на уровень шуддха-саттвы.

Ш.Прабхупада объясняет: «Вайшнав - это тот, кто поднялся на платформу гуны благости, уровня брахмана, и превзошел это состояние. Поэтому, пока человек не поднялся на платформу добродетели, он не может стать вайшнавом. Вайшнав находится в шуддха-саттве. Вайшнав это тот, кто становится трансцендентным к качествам брахмана. Стать вайшнавом - не легкая вещь, поскольку вайшнав находится выше качеств брахмана. Но это возможно, если просто повторять Харе Кришна мантру, избегая оскорблений. Как только вы поднимаетесь над оскорбительным воспеванием, вы сразу же становитесь трансцендентным к трем гунам материальной природы. С платформы саттва-гуны существует возможность падения, как, например, Аджамила был брахманом, и как только он увидел шудру и шудрани, утоляющих свою страсть, он пал. Но Харидас Тхакур был вайшнавом, он находился на уровне шуддха-саттвы, и хотя он был еще совсем юношей, к нему пришла проститутка, чтобы соблазнить его, но он, оставался непоколебим. Напротив, вместо того, чтобы совратить Харидаса, эта девушка оставила свою греховную деятельность и стала преданной. Такова разница между саттва-гуной и шуддха-саттвой. Кришна говорит в Б.Г. 14.26: мам ча йо вйабхичарини бхакти-йогена севате са гунан саматитйаитан брахма-бхуйайа калпате. Брахма-бхуйайа - значит, шуддха-саттва, стадия освобождения». (Лекция Ш.Б. 1.3.26. Лос- Анджелес 1.10.72)

Итак, шуддха-саттва. Когда человек поднимается на этот уровень, он освобождается от иллюзии и становится трансцендентным к этому миру. Однажды Ш.Прабхупада сказал, что только на трансцендентной платформе чистой благости, уровне Васудевы, возможно понять Господа Васудеву и встретиться с Ним лицом к лицу, поскольку Его невозможно понять и увидеть, находясь под влиянием трех гун материальной природы. Это возможно только на уровне шуддха-саттвы.

И как же достичь этого уровня? Достичь шуддха-саттвы возможно благодаря двум процессам: авйабхичарини-бхакти, непрерывным преданным служением, и также Ш.Прабхупада в книге «Путешествие вглубь себя» объясняет: «В этом материальном мире вы не можете обнаружить чистую благость. Прийти на эту трансцендентную платформу можно посредством аскез (тапаса брахмачарйена шайена ча дамена ча). Человек должен практиковать целибат, контролируя ум и чувства. Таким образом, можно подняться на платформу чистой благости. Также, если человек становится сознающим Кришну, он автоматически соблюдает целибат, контролирует ум и чувства, и естественно поднимается в шуддха-саттву».

Теперь, ко всему сказанному, мы можем понять, насколько могущественна практика брахмачарьи, которая способна поднять человека на уровень чистой благости, уровень освобождения. Но тот, кто практикует брахмачарью, занимаясь бхакти-йогой, вдвойне усиливает эффект.

Природа

Теперь мы хотим сказать несколько слов об индивидуальной природе человека и более подробно описать природу ума, вожделения и духовной любви.

Что имеется в виду, когда мы говорим о «природе» человека? Русский толковый словарь дает определение слову «природа»: «Природа - означает, сущность, прирожденное свойство, натура

Навигация:

Страница 41
Страница 40
-- Страница 39 --
Страница 38
Страница 37