Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 42 ------

Парамахамса дас - Жизнь в отречении - Страница 42

вводит в полную иллюзию.

Вожделение имеет разную силу, ему свойственно увеличиваться и уменьшаться. В некотором смысле вожделение постоянно, но проявляется в разных формах, иногда вспыхивая, а иногда угасая. Оно присутствует в теле в спящем или пробужденном состоянии, и время от времени показывает свое ядовитое жало.

Природа вожделения такова, что оно приходит незаметно, и все начинается с тонких сексуальных желаний славы, почестей и выделенности. Постепенно вожделение обретает грубые формы, и проявляется в виде жжения в физическом теле. Также оно возникает от соприкосновения чувств с объектами чувств, и от возникающих самскар, впечатлений прошлой греховной деятельности.

Вожделение доставляет множество беспокойств. Особенно оно неприятно для людей в отреченном укладе жизни, когда человек всячески пытается избавиться от вожделения, но оно не уходит так быстро, как хотелось бы. Вожделение может появиться внезапно, но оно не спешит покинуть нас, оно уходит медленно и неохотно, подобно туману, который рассеивается не сразу, но постепенно. Также майя в мгновение ока появляется и покрывает сознание, ее очень трудно выгнать из сознания, и точно также вожделение не уходит без боя, особенно, когда оно обретает грубые формы.

Не так просто преодолеть иллюзию. Попробуйте соблюдать обет безбрачия, и вы увидите, что такое на самом деле ум и чувства, и какова сила вожделения. Когда мы говорим о вожделении, многие люди даже не знают о чем идет речь. Человек стремится к изысканным наслаждениям, обладанию богатствами, красивыми женщинами, почетом, славой, последователями, но все это, не что иное, как различные виды вожделения.

В «Кальяна-калпатару» Ш.Бхактивинода Тхакур говорит: «О глупый ум! Приняв кому за прему, ты одурманил себя. Вожделение, направленное на плоть и кости, заставляет какое-то время считать их привлекательными. Так оно побуждает тебя без конца1 гоняться за объектами чувств. Однако это не естественно для вечной души. Естественна только чистая любовь, према. Объектом премы является Шри Хари, Он и только Он, а не разукрашенная кукла из мяса и кожи. Сейчас твоя према спит, покрытая камой, поэтому постарайся прогнать вожделение, и приступи к пробуждению любви».

В этом мире каждый считает себя героем, но настоящим героем является тот, кто победил вожделение. Ш.Прабхупада объясняет этот момент в комментарии к Ш.Б.4.25.25: «Истинный героизм состоит в том, чтобы удержать свои чувства от материальной деятельности. Каким бы великим героем ни был человек в материальном мире, он не сможет устоять перед двумя кусками плоти, называемыми женской грудью. У каждого живого существа есть право выбора: оно может либо поддаться обольщению материальной природы, либо остаться героем и противостоять ее соблазнам. Тот, кто, сохраняя стойкость, не поддается соблазнам иллюзии, несомненно, является героем и заслуживает титула Госвами».

Победа над вожделением

Чтобы победить врага, мы должны знать его в лицо, его умонастроение, планы и желания. Также мы должны знать, что в действительности из себя представляет вожделение, откуда оно возникает, где скрывается, каково его влияние и насколько оно опасно, и в конечном счете мы должны знать, как его одолеть. Кришна подробно объяснил эту науку на поле битвы Курукшетра Своему близкому другу Арджуне, чтобы не только Арджуна, но каждый из нас, мог сокрушить этого коварного и беспощадного врага.

Б.Г.3.36. «Арджуна спросил: «О потомок Вришни, что же принуждает человека совершать грехи, даже помимо его воли, как будто его влечет какая-то сила?»

Б.Г.3.37. «Верховная Божественная Личность ответил: «О Арджуна, эта сила, о которой ты говоришь, именуется вожделением, оно возникает от влияния гуны страсти, а затем превращается в гнев, оно - греховный всепожирающий враг этого мира».

Вожделение возникает из гуны страсти, поэтому, если мы хотим быть свободными от камы, необходимо тщательно избегать раджо-гуну. Это единственный путь обращения с ним.

Ш.Прабхупада постоянно повторял, чтобы стать свободным от вожделения, необходимо возвыситься до гуны благости. Пока человек находится под влиянием гуны страсти, его будут постоянно обуревать страстные желания.

Б.Г.2.62-63. «Созерцая объекты чувств, человек развивает привязанность к ним, эта привязанность пробуждает вожделение, а из вожделения возникает гнев. Гнев порождает полное заблуждение, а заблуждение затмевает память. Вслед за памятью пропадает разум, и тогда, лишившись разума, человек снова погружается в пучину материального существования».

Почему вожделение превращается в гнев? Потому что его невозможно удовлетворить.

Гоур Говинда Свами: «Никакое количество сексуальных удовольствий не может насытить наши чувства. Вместо того, чтобы утихать, желание секса только разгорается с новой силой, подобно тому, как все сильнее и сильнее горит огонь, в который льют топленое масло. Нет ничего сложнее, чем побороть в себе сексуальный порыв».

Б.Г.3.38. «Как огонь покрыт дымом, зеркало— пылью, а зародыш— чревом, так и живые существа, каждое в разной степени, покрыты вожделением».

Б.Г.3.39. «Так чистое сознание живого существа, изначально обладающего совершенным знанием, покрывается его вечным врагом - вожделением, которое никогда не удовлетворяется и пылает, как огонь».

Б.Г.3.40. «Чувства, ум и разум являются пристанищем вожделения. Через них вожделение покрывает истинное знание живого существа и повергает его в иллюзию».

Ш.Прабхупада описывает последовательность проникновения вожделения в чувства, ум и разум, а затем к душе, и как душа становится сбита с толку: «Центром всей деятельности чувств является ум, поэтому, когда мы слышим об объектах чувств, наш ум становится источником всех идей относительно чувственных наслаждений, в

Навигация:

Страница 44
Страница 43
-- Страница 42 --
Страница 41
Страница 40