Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 44 ------

Парамахамса дас - Жизнь в отречении - Страница 44

слышать. Поэтому ум считается главой и центром всех чувств и их деятельности». (Ш.Б. 1.8.39. Лос-Анджелес 01.05.73.)

У ума есть три функции: мыслить, ощущать (чувствовать) и изъявлять волю (желать). Мыслительная функция ума, выражается в способности думать. Функция ощущения проявляется через чувства, ум обладает способностью ощущать или чувствовать. Приведем пример, нос, как чувство обоняния, предназначен для восприятия запаха, но запах чувствует не нос, а именно ум ощущает запах и аромат. Глаза видят посредством ума, кожа ощущает холод или тепло, и все это происходит благодаря уму. Поэтому его называют центром всех чувств или внутренним чувством.

И последняя функция ума - волеизъявление, по его воле чувства начинают действовать. Если ум осквернен, чувства также будут осквернены, потому что ум - главнокомандующий чувств. Но почему наш ум осквернен? Ш.Прабхупада объясняет: «В действительности мы действуем не телом, а умом и разумом. Разум и ум управляют деятельностью тела. Тело не движется само по себе. Предположим, я вижу, что-то. Но на самом деле, я не вижу, мой ум видит. Если мой ум чист, тогда мое видение чисто. Далее, я двигаю рукой. Но не я двигаю рукой, мой ум движет рукой. И так же все остальные чувства... Выше ума разум, выше разума сознание. Если сознание чисто, тогда разум, ум и чувства чисты, если оно осквернено, все остальное осквернено». (Ш.Прабхупада Сиэтл 09.10.68.)

Из этих слов становится ясно, что первоначальной причиной оскверненного ума и разума, является само живое существо, которое отождествляет себя с материальным телом и жаждет чувственных наслаждений. Это жажда называется вожделением.

Изначально, душа была чиста, но, из-за желания господствовать и наслаждаться материей, сознание души стало материальным, и также ум покрылся скверной материальных желаний.

Ум всегда остается с нами, даже когда мы покидаем грубое тело. Именно он переносит нас в следующую материальную оболочку, и сохраняет, накопленные желания с прошлых жизней. Вот, что говорит Ш.Прабхупада в комментарии к Ш.Б.4.29.68. «Воспоминания о действиях, которые живое существо совершало в теле собаки, могут всплыть у него в уме уже после того, как оно переселилось в другое тело. Тела меняются, но ум всегда остается с нами. Причиной переселения души является ум, который служит хранилищем всевозможных материальных желаний. Такова природа ума: ум думает, ощущает и желает. Ум строит планы, как наслаждаться в этом мире, а грубое тело служит инструментом для осуществления этих желаний и планов. Ум - это сцена, на которой появляются и исчезают наши желания».

Итак, ум - это хранилище всевозможных и разнообразных желаний, накопленных нами за множество жизней. И основой всех этих желаний является вожделение, жажда чувственный наслаждений.

Поэтому «Шримад-Бхагаватам» (5.6.5.) говорит: «Именно ум является коренной причиной вожделения живого существа». Все очень просто, корнем всепожирающего вожделения является оскверненный ум!

Теперь надо выяснить, как вожделение пробуждается в нашем теле, как возбуждаются чувства, ум, и как остановить его влияние.

Вожделение пробуждается по разным причинам: Мы можем что-то увидеть, о чем-то услышать, к чему-то прикоснуться или о чем-то подумать, и все это может пробудить в нас вожделение. Другими словами, вожделение пробуждается через чувства и ум или вернее, оно пробуждается через ум, который является центром всех чувств.

В нашем теле присутствует вожделение, трансформированная любовь к Богу. Вожделение дремлет внутри тела, и пробуждается от соприкосновения чувств с их объектами и также от впечатлений, мыслей, и желаний ума. Ум играет решающую роль во всех проявлениях вожделения. Например, если чувства созерцают объекты наслаждения, предположим, наш взгляд падает на обнаженную женскую фигуру. Немедленно наш ум приходит в волнение и пробуждает вожделение, в соответствии с накопленными желаниями прошлых жизней.

Другой момент, наши чувства могут быть умиротворены и спокойны, но, если вдруг в памяти ума всплывают яркие воспоминания или мысли о чувственных наслаждениях, немедленно в чувствах и теле пробуждается вожделение.

Яркий тому пример, Аджамила, который невинно собирал в лесу хворост для духовного учителя. Но вдруг, неожиданно, на лесной поляне, он увидел опьяненных шудру и шудрани, полуобнаженную женщину и мужчину, охваченных страстью. Мгновенно его ум пришел в возбуждение. Он покинул это место, но ум сохранил впечатление. На какое-то время, он может быть, даже забыл об этом происшествии, но в памяти ума сохранилось яркая самскара, и как только его ум вспомнил о том случае, вожделение немедленно пробудилось и активизировалось в теле Аджамилы.

Так проявляется вожделение. Оно действует через чувства и ум. В большей мере, вожделению подвержен ум, поскольку, он считается центром всех чувств или повелителем чувств. Именно ум побуждает чувства к действию, его мысли и желания, разжигают страсть в материальных чувствах.

За множество жизней в нашем уме накапливались и сохранялись безграничные материальные желания. И не удивительно, что от простого созерцания объектов чувств или слушания о чувственной деятельности, в нашем уме вспыхивает вожделение.

Поэтому изначально мы сами являемся причиной наших страданий. Но в нашем настоящем положении, корнем камы, вожделения, жадности, страха, гнева, иллюзии и зависти является наш нечистый ум.

Что же нужно делать? - Нужно очистить ум от материальных желаний, занимаясь интенсивным преданным служением, эти желания нужно трансформировать в желания служить Кришне. Тогда постепенно наш ум будет очищаться все больше и

Навигация:

Страница 46
Страница 45
-- Страница 44 --
Страница 43
Страница 42