Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 77 ------

Парамахамса дас - Жизнь в отречении - Страница 77

одинаково хороша и благотворна для духовного роста. Грихастха-ашрам - не похотливая жизнь для свободного проживания, это строгая жизнь в рамках преданного служения, которая позволяет человеку духовно продвигаться. Если вы можете жить, такой жизнью, жизнь грихастхи столь же хороша, как жизнь санньяси.

бхайам праматтасйа ванешв апи сйад йатах са acme саха-шат-сапатнах джитрийасйатма-ратер будхасйа грихашрамах ким ну каротй авадйам

«Тому, кто не владеет своими чувствами, всегда угрожает опасность стать жертвой материальной энергии, ведь, даже если он скитается по лесам, ведя жизнь отшельника, его сопровождают шесть жен - ум и познающие органы чувств. Но для человека, который обуздал чувства и, постигнув духовную науку, черпает удовлетворение в самом себе, даже семейная жизнь не представляет никакой опасности». (Ш.Б.5.1.17.)

Ш.Бхактивинода Тхакур говорил: «Домохозяин-преданный достоин славы, тогда как домохозяин- материалист ничтожен. Для настоящего преданного оставаться домохозяином или стать отреченным — это одно и то же. Шрила Рамананда Рай, Пундарика Видьянидхи, Шриваса Пандит, Шивананда Сена, Сатьяраджа Кхан и Шри Адвайта Прабху были грихастхами и показали нам путь безупречной жизни. Разница между домохозяином и отреченным в том, что они по разному добывают средства к существованию. Если дом благоприятен для преданного служения, то преданный не должен покидать его. Его долг — оставаться грихастхой и быть непривязанным. Но когда дом становится неблагоприятным для его служения, тогда он имеет право покинуть его. В это время он может проявить свою непривязанность к дому, которую он развивает с помощью преданного служения. По этой причине Шриваса Пандит не покидал дом. По этой причине Сварупа Дамодара принял саннйасу. Все настоящие преданные оставались или дома, или в лесу, принимая во внимание эти обстоятельства».

Но также мы можем сказать, что совсем не обязательно всем неженатым юношам жениться, хотя многие из них поступят именно так. Лучше принять такое решение: «До 30 лет, я должен решить останусь ли я брахмачари, или женюсь». Человек получит хорошую подготовку, если до вступления в семейную жизнь будет жить как брахмачари, полнотью посвятив себя служению Гуру и Кришне.

Как мы уже говорили, если человек не испытывает устойчивого духовного вкуса и склонен к удовлетворению чувств, для него предписывается правритти-марг, семейная жизнь. Правритти-марг позволяет постепенно исполнить свои материальные желания в соответствии с предписаниями Вед, и уверенно продвигаясь в духовной жизни, подготовиться к отречению. Но тот, кто имеет устойчивый духовный вкус, неуклонное стремление к самоосознанию, и минимум материальных желаний - может оставаться брахмачари. Нивритти-марг предназначен для тех, кто испытывает вкус к отречению.

Поэтому преданным, реально оценивающим свое положение и, понимающим свою обусловленность, выражающуюся в привязанности к женщинам и неисполненных материальных желаниях, рекомендуется принять грихастха-ашрам, чтобы успешно прогрессировать в сознании Кришны.

Человек должен оценить, в каком положении он может оставаться сильным в духовной жизни. Главное условие - с энтузиазмом продолжать совершать преданное служение. Семейная жизнь в сознании Кришны поможет человеку постепенно очиститься.

Если вы решили вступить в брак, вашим основным критерием должен быть правильный выбор спутника жизни. Мужчина и женщина должны быть готовы сотрудничать друг с другом, для того, чтобы успешно прогрессировать в сознании Кришны. Обычно под влиянием майи, молодые люди испытывают телесное влечение, поскольку вначале существует медовый период, когда влюбленные не видят недостатков друг в друге. Но эта эйфория быстро проходит. Семейная жизнь имеет мало общего с любовными воздыханиями и поэтическими переживаниями, это повседневная совместная жизнь. Любовь по-настоящему проявляется не тогда, когда человек под луной, играя на скрипке, поет серенады, а в том, что мужчина зарабатывает деньги, принимает ответственность за семью, а жена стирает одежду, готовит пищу и воспитывает детей. То, что называется влюбленностью - это одна из разновидностей безумия, поэтому традиционно в Индии брак всегда происходил по расчету. На западе люди этого не понимают.

До брака необходимо все рассчитать и спланировать, принимаются во внимание различные факторы. Важным фактором является астрологическая совместимость, но это не единственный фактор. Жена должна быть младше, менее образованной, чем муж, не должна происходить из более обеспеченной семьи, и т.д. Если до женитьбы все эти факторы учитываются, это во многом упростит будущее.

Итак, прежде, чем принять решение вступить в семейную жизнь, преданный должен хорошо подумать и все взвесить. Это очень ответственное решение. Если вы хотите жениться, делайте это с холодным разумом, но помните, что вам когда-то придеться оставить семейную жизнь. Не теряйте голову от привязанности к семье, комфорту и деньгам, займите их в служении Кришне. Освободите свою жену и детей от материального рабства, и будьте счастливы в сознании Кришны!

Дополнение: Иногда преданные пытаются решить судьбу других вайшнавов, настоятельно советуя им жениться или оставаться брахмачари. В действительности, каждый преданный сам должен добровольно сделать выбор, в каком ашраме ему предпочтительно оставаться и прогрессировать в духовной жизни. Не нужно никого насильно заставлять делать то, что он не хочет и считать себя вершителем судеб других людей.

Глава тринадцатая (Путь отречения)

Варны и ашрамы

По Своему высшему замыслу, Верховный Господь для блага обитателей материального мира создал систему варн и ашрамов, которая постепенно помогает человеку подняться на трансцендентный уровень. Пока человек не стал свободным от материальных привязанностей, он должен строго выполнять

Навигация:

Страница 79
Страница 78
-- Страница 77 --
Страница 76
Страница 75