Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 80 ------

Парамахамса дас - Жизнь в отречении - Страница 80

опасности падения. Таким образом, жизнь домохозяина является своего рода школой, в которой человек обретает опыт и познает истинную природу духовной души. Завершив же процесс своего образования, человек может оставить школу.

Иадава Дас: Каковы признаки человека, готового оставить семейную жизнь?

Шрипад Ананта Дас: Первый признак заключается в том, что он должен быть полностью свободен от желания, общаться с женщинами. Другие признаки таковы: милосердие ко всем живым существам; нежелание копить богатсва; склонность приобретать вещи, лишь тогда, когда они действительно необходимы; непоколебимая преданность Господу Кришне; ясное понимание, что общении с материалистами не приносит никакого блага; равное отношение к похвалам и оскорблениям; отвращение к материальной деятельности; безразличие к жизни и смерти. Эти признаки описаны в шастрах: «Опытный в преданном служении человек во всем видит Душу всех душ, Всевышнего Господа Кришну. Следовательно, он всегда видит Бога, как причину всех причин, и сознает, что все сущее покоится в Нем». «Такой садху стойко и бескорыстно служит Господу. Ради Господа он отрекся от всех привязанностей, семьи, детей, друзей и от самого мира».

«Шри Хари, устраняющий все препятствия с пути Своих преданных, не покидает их сердец, даже, когда они невнимательно воспевают Его святые имена или забывают о Нем. Так происходит потому, что узы любви вечно связывают Господа, находящегося в сердцах преданных. Подобные преданные известны, как бхагавата-прадхана, возвышенные преданные Господа». («Шримад Бхагаватам» 11.22.45, 3.25.22, 11.2.55).

Если преданный домохозяин проявляет подобные качества, он достоин, отставить семейную жизнь и принять отречение. Такие преданные - большая редкость. Общение с ними приносит величайшее благо.

Иадава Дас: В наши дни я вижу молодых людей, которые отреклись от семейной жизни и, облачившись в одежды отречения, возводят храм и служат в нем Господу. Но в итоге, они становятся жертвами общения с женщинами, хотя и не оставляют воспевания Святых Имен Господа Хари. Чтобы содержать храм, они собирают пожертвования. Кем следует считать таких преданных, домохозяевами или отреченными?

Шрипад Ананта Дас: Ты задал несколько вопросов одновременно. Могу ли я дать один ответ на все? Истинное отречения не зависит от возраста. Благодаря чистоте, обретенной в этой жизни или в одной из прошлых, даже юноша может отречься от семейной жизни. С самого рождения Шри Шукадева Госвами обладал качествами отреченной личности. Но обязательно нужно удостовериться в том, что это отречение - истинно. Оно не должно быть фальшивым и искусственным. И если молодой человек, действительно достиг нужного уровня, не будет никакого вреда принять отреченный образ жизни даже в самом юном возрасте.

Иадава Дас: Но, чем отличается подлинное отречение от показного?

Шрипад Ананта Дас: Истинное отречение определяется непоколебимостью и постоянством при любых обстоятельствах. Ложное отречение основано на стремлении к славе и почестям. Подобное отречение пропитано обманом и грехом. Видя, что преданного, отрекшегося от семейной жизни, все уважают и почитают, человек, жаждущий дешевой славы, отрекается от мира. Такое отречение не приносит, никакого благо, скорее, оно становится источником великих бедствий. Как только такой человек оставляет дом и семью, принимая отречение, он впадает в великую иллюзию.

Йадава Дас: Когда преданный отрекается от семейной жизни, следует ли ему облачиться в одежды отреченного?

Шрипад Ананта Дас: Если он действительно избавился от привязанности к жизни домохозяина, он может жить в лесу или остаться дома. В любом случае он является отреченной личностью, не имеющей ничего общего с материальным миром. Такой преданный способен очистить весь мир. Среди этих великих вайшнавов, некоторые принимают внешние атрибуты отреченного образа жизни, надевая каупину и кантху. В момент принятия этих одежд отречения, они в присутствии других отреченных вайшнавов, дают строгий обет хранить отречение всю жизнь. Это известно, как веша, принятие одежды отреченного, и бхикша, вступление в ашрам отречения. Если, человек надевает одежды санньяси, в этом нет ничего плохого. Но тот, кто принял подобное решение, не имеет права поддерживать отношения с родственниками и друзьями. Отреченный человек должен быть осторожен в отношениях с другими. Укрепившийся в подлинном отречении не нуждается в одеждах отречения, но для многих ношение этих одежд играет определенную роль. Как говорится в «Бхагаватам»:

«Человек, полностью посвятивший себя преданному служению, обретает особую благосклонность Господа, и Господь одаривает его великой милостью. И тогда просветленный преданный оставляет материальную деятельность и исполнения ритуалов Вед».

Йадава Дас: От кого следует принимать одежды отречения?

Шрипад Ананта Дас: От вайшнава, который сам отрекся от семейной жизни. Грихастха, не имеющий опыта жизни в отречении, не должен давать посвящение в бхикшу, или ашрам отречения. Это подтверждается следующими словами из «Шри Брахма-ваиварта Пураны»:

«Если, обучая принципам дхармы, человек сам не следует им, своей проповедью он толкает мир в бездну».

Ванапрастха

По стандартам ведической традиции, семейному человеку не рекомендовалось сразу переходить из грихастха-ашрама в ашрам санньяси, поскольку после оставления семейной жизни у человека все еще остаются привязанности к жене, детям и дому. Полное отречение человек принимал только после прохождения жизни ванапрастхи, которая служит подготавливающей ступенью к санньясе. Именно поэтому существует такой переходный период, который называется ванапрастхой. Живя, как ванапрастха, человек постепенно развивает непривязанность, а когда его отречение достигнет непоколебимости, он достоин, принять санньясу.

Перед оставлением семейной жизни, будущий ванапрастха должен получить согласие

Навигация:

Страница 82
Страница 81
-- Страница 80 --
Страница 79
Страница 78