Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 81 ------

Парамахамса дас - Жизнь в отречении - Страница 81

своей жены, а также обязан должным образом позаботиться о детях. Если жена хочет сопровождать его, он должен взять ее в духовное путешествие. Однако впредь они должны жить, не как муж и жена, а как брат и сестра. Чтобы достичь этих новых взаимоотношений, жизнь в доме можно заменить жизнью ванапрастхи. Но с другой стороны, если прежняя жизнь продолжается, это не соответствует ванапрастха-ашраму. Ванапрастха не должен жить там, где живут семейные люди. Он должен соблюдать строгие обеты, предписанные для каждого времени года. Он должен смело встречать дождь, солнце и холод в любое время года. Он должен быть бдителен, чтобы непостоянный ум не увлек его к чувственным наслаждениям. Он должен искать и находить наслаждение только в размышлении о Боге, в изучении писаний и в распространении Его славы.

Многие отошедшие от семейных дел грихастхи счастливы, что наконец-то, выполнив свой священный долг перед женой и детьми, могут оставить семью и погрузиться в проповедь или интенсивный бхаджан. В действительности духовно продвинутый человек радуется, когда наступает пора отречения.

Санньяса (отречение)

Вопрос: «Как нужно жить в материальном мире?»

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур: «Если человека привязали к столбу, и избивают, то он вынужден страдать от побоев, хотя, и не желает этого. Подобным же образом происходит и в этом материальном мире. Здесь нужно жить в духе отречения. Иначе, несчастья и страдания будут преследовать нас на каждом шагу.

В человеческой жизни высочайший идеал - стать Триданди. Триданди - значит не требующий никакого уважения к себе, почтительный ко всем, терпеливый слуга Хари-киртаны. Принять триданду - главный долг в жизни брахмана».

В век Кали, современное общество, к сожалению, не развивается духовно, напротив, оно уверенно идет к деградации. В ведической культуре, жена должна служить мужу и относится к нему, как к Богу. В наше время, все происходит иначе, женщины берут верх над слабыми мужчинами, которые становятся похожими на танцующих обезьянок в руках искуссного дрессировщика. Жена властно приказывает мужу, исполнить ее желания, и он, покорный ее воле, выполняет любую ее прихоть. Она повелевает, а он беспрекословно подчиняется ей. Это происходит в современном обществе, как в случае с материалистами, так и в случае с преданными. Если человек не отрекается после пятидесяти или шестидесяти лет от семейных привязанностей, он выглядит очень жалким в глазах общества. А в конце жизни, человеку приходиться горько сокрушаться.

Вот, что говорит Махараджа Прияврата: «О горе мне! Как низко я пал! Вот до чего меня довели мои необузданные чувства. Поглощенный мирскими удовольствиями, я словно провалился в заброшенный колодец. Довольно с меня наслаждений! Вы только посмотрите: жена обращается со мной, как с ручной обезьянкой. Какой позор!» (Ш.Б.5.1.37.)

В мирской жизни жена считает мужа своей собственностью, своим рабом, а он привязанный к ней, безвольный и несчастный, до конца жизни остается в ее обществе. Эта привязанность вынуждает нас вращаться в круговороте рождения и смерти. Так майя эксплуатирует живое существо. Как унизительно, когда человек становится рабом иллюзии и отказывается быть слугой Кришны.

По ведической системе, мужчина живет в семье до пятидесяти лет, или до тех пор, пока его сыновья не достигнут зрелого возраста, а дочери не будут выданы замуж. Затем он принимает ванапрастху и удаляется, вместе с женой в святое место для совершения аскез, или оставляет жену на попечение старшего сына. Как это было на примере, Кардамы Муни, который множество лет наслаждался обществом своей жены Девахути, но когда настало время, он оставил роскошный дворец, красавицу жену и удалился в лес, даже не бросив прощального взгляда.

йах свакат парато веха джата-нирведа атмаван хриди критва харим гехат правраджет са нароттамах

«Тот, кто пробуждается и осознает сам или с помощью других иллюзорность и нищету этого материального мира - покидает дом, положившись лишь на Личность Бога, пребывающей в сердце каждого. Такой человек, воистину является лучшим среди людей». (Ш.Б. 1.13.27.)

Комментарий: Существует три класса трансценденталистов: 1) дхира - тот, кто не испытывает беспокойств, прекратив общение с семьей; 2) тот, кто, разочаровавшись в жизни, принимает отречение от мира и становится санньяси; 3) искренний преданный Господа, который слушанием и повторением пробуждает в себе сознание Кришны и покидает дом, полностью полагаясь на Личность Бога, пребывающей в его сердце.

«Каждый в этом мире находится под властью чувств, но тот, кто способен полностью держать под контролем свои чувства, является настоящим Госвами. Госвами - это не титул, это квалификация, которая достигается человеком, обладающим возвышенными качествами брахмана, и который прошел очищение». (Прабхупада лекция Ш.Б.7.910. Монреаль 09.07.68.)

«Путь отречения от мира, санньяса делится на четыре ступени: кутичака, бахудака, паривраджакачария и парамахамса. По ведическим правилам человек, принявший санньясу должен поселиться в хижине, неподалеку от своей деревни и получать все необходимое (главным образом еду) из дома. Эта ступень называется кутичака. Поднявшись на следующую ступень, санньяси перестает принимать, что-либо из дома: теперь он живет за счет подаяния, прося его в разных местах. Такой образ жизни называется мадхукари, что буквально означает «занятие пчелы». Пчелы собирают нектар с разных цветов, с каждого понемного, а санньяси должен ходить по домам и просить подаяния, беря в каждом

Навигация:

Страница 83
Страница 82
-- Страница 81 --
Страница 80
Страница 79