мир в облике человека. Им неведома Моя духовная природа верховного повелителя всего сущего» («Бхагавад-гита», 9.11).
Когда Прабхупада в 1975 году был в Южной Африке, мы рассказали ему о Саи Бабе. В последствии, в письме, он ответил нам: «Подобные люди — мошенники. Они подобны Паундраке
— царю, который бросил вызов Кришне. Им нужно так же, как и ему, снести головы». Таков Шрила Прабхупада!
Господь Чайтанья проявлял три состояния сознания. Внутреннее — когда Он был в играх Кришны, и не осознавал того, что происходило с Ним на внешнем плане. Иногда Он проявлял наполовину внешнее, наполовину внутреннее сознание, то есть одновременно видел игры и понимал, где находится. И также Он мог находиться полностью во внешнем сознании, говоря и действуя обычным образом. В двух других состояниях Его действия не были действиями обычного человека. То же относится и к великим преданным Господа, Рупе Госвами, Рагхунатхе дасу Госвами и др. Иногда они пребывали во внутреннем сознании, полностью погруженные в мысли о Кришне, недосягаемые для внешнего мира. Они не осознавали, какое сейчас время суток, какая на них одежда. Но когда они писали свои книги, они были во внешнем сознании. В других состояниях это невозможно было бы сделать.
Есть множество описаний того, как Господь Чайтанья пребывает в состоянии экстаза. В таком же состоянии пребывали и Его преданные. Но это не повод для того, чтобы становиться анукара, имитаторами.
Когда человек притворяется, что находится на более высоком уровне, чем на самом деле, это называется пракрита-сахаджия. Если вы, пребывая на уровне шрадхи, баджана-крии или анартха-нивритти, притворяетесь, что находитесь на уровне бхава-бхакти или према-бхакти, это называется сахаджия. Шрила Прабхупада и Бхактисидханта Сарасвати сильно осуждали подобные вещи. У Шрилы Бхактивиноды Тхакура был сын по имени Лалита Прасад. Бхактисидханта Сарасвати (его родной брат) отрекся от него, так как тот следовал линии сахаджии. Читая о пилах Господа Чайтаньи или Господа Кришны, надо быть очень осторожным и не пытаться им подражать. Подражать — значит, обесценивать, считать, что для этого не обязательно строго следовать правилам и предписаниям духовной практики или же завышать свой духовный уровень.
Пратиштха — это желание имени, славы и поклонения. Шрила Рагхунатха дас Госвами пишет в «Шри Манах-шикше» («Наставления уму»), стих 7: «Стремиться к славе в духовной жизни — это то же самое, что гоняться за чандалини — женщиной низшего класса, проституткой, или есть мясо собак. Чандалы — это те, кто ест собак. Рагхунатха дас Госвами также сравнивает пратиштху с купанием в ослиной моче (стих 6). Таким образом, желание почестей и славы — нежелательные вещи в процессе бхакти.
Плантация сорняков
Бхакти лата биджа, семя преданного служения, произрастает в нашем сердце. Но так же в нашем сердце есть и другие семена. Девять процессов преданного служения — это полив. Поливая семя бхакти, вы также поливаете другие семена, а это сорняки. Сорняки растут быстрее, чем бхакти! Мы должны выдернуть их с корнем. Один из них — пратиштха. Есть и другие сорняки, которых следует опасаться. Господь Чайтанья рассказал о них Санатане Госвами.
Нисидачара кутинати дживахимса лабха
пуджа пратиштха упасахагана
Нисидачара — плохое поведение, не соответствующее вайш- навскому.
Кутината — лицемерие, политика, двуличие. Прабхупада говорил, что это большое препятствие в духовной жизни. Мы не должны, быть двуличными: говорить одно, а делать другое, хитрить, обманывать.
Дживахимса — совершение насилия из-за зависти к другим живым существам.
Лобха — жажда материальных приобретений. Мы можем иметь какие-то материальные возможности и вещи. Семейным людям они необходимы. Но чрезмерные усилия для обретения материальных вещей противоречат принципам бхакти. Чрезмерные усилия являются препятствием.
Пуджа означает поклонение. Желание почтения, внешних проявлений уважения или служения нам.
Упасахагана — нежелательные вещи.
Мы должны поливать свою бхакти лата биджу с помощью шра-
ванам, киртанам, смаранам и одновременно выдергивать сорняки. Если только поливать и не выкорчевывать сорняки, могут возникнуть проблемы. Поэтому надо всегда быть начеку, задавая себе вопросы: «Как развивается мое бхакти? Каковы мои отношения с преданными? С членами намахатт? С прихожанами?»
Господь Чайтанья находится в нашем сердце и дает нам разум.
Если мы увидим в себе недостаток, Он даст разум исправить его. Но сначала надо распознать сорняк. Если это не удается самим, нужно обратиться к старшим преданным. Гухйам акШ хйати означает спрашивать старших преданных, поверяя им свои мысли. Спросить: «Что я делаю неправильно?» И принять помощь шикша-гуру. Есть три типа шиша-гуру, дающих наставления:
1. Старшие преданные, практикующие дольше нас.
2. Духовные братья нашего духовного учителя.
3. Предыдущие ачарьи: от Шрилы Прабхупады до Рупы Гос- вами.
Пратиштху, желание имени и славы, искоренить бывает сложнее, чем вожделение. Она намного тоньше, и от нее труднее всего очистить сердце (согласно «Шри Маннах-шикше»).
Если наши материальные желания (желание читать газеты, смотреть телевизор, заниматься спортом) уменьшаются, а духовные желания увеличиваются (вы получаете наслаждение от чтения «Бхагавад-гиты», «Шримад-Бхагаватам», воспевания святых имен Господа, общения с преданными), тогда вы можете быть уверены, что духовно прогрессируете.
Второй способ узнать о результатах вашего продвижения — спросить у старших преданных. *??*
Главная проблема на духовном пути — это вайшнава аппа- радха, оскорбление преданных. Тщательно избегая оскорбительного отношения к другим преданным, мы быстрее будем продвигаться по духовному пути.
Чистота