Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 11 ------

Лечение душ в общинах вайшнаов - Страница 11

изысканиях, как к чему-то, что можно изучить научным образом.

Другой силой, оказавшей влияние на убеждения Бойзона, был другой психолог, которого звали Джордж Герберт Миид, который работал в Университете Чикаго. Он основал так называемую социальную психологию — психологию общества. Вооружившись этим знанием, в свете своей новой гипотезы, Бойзон обратился к изучению жизни великих святых. Он обнаружил, что многие великие религиозные лидеры, вожди переживали такого рода религиозный психологический кризис, и это часто фиксировалось документально — такого рода испытания или переживания на их пути.

Как, например, в нашей традиции мы можем вспомнить пример Арджуны на Курукшетре, который увидел Вселенскую форму Господа. Если бы мы за этой картиной наблюдали со стороны, то подумали бы, что Арджуну непременно нужно положить в психушку, потому что он совсем сошёл с ума, у него нервный срыв. Потому что никто не мог видеть эту Вселенскую форму, и мы бы ничего не поняли, что с ним происходит. Но то, что мы её не увидели бы, ещё не означало бы, что её вообще не существует. И что-то похожее случается иногда с другими людьми.

Он исследовал подобные кризисы различных важных фигур в разных традициях и пришёл к выводу, что в действительности эти люди переживали перестройку своей личности, и когда эта перестройка заканчивалась успехом, люди поднимались на более высокий религиозный уровень и часто получали возможность убедить других людей следовать за ними и становились таким образом великими проповедниками или святыми, или пророками.

Затем Бойзона назначили капелланом в другую психиатрическую лечебницу. Конечно, ему пришлось потрудиться, чтобы доказать свою надёжность, и убедить многих людей в том, что он справится с обязанностями капеллана. Потому что в те времена люди думали, что если человек один раз сошёл с ума, то он на всю жизнь останется сумасшедшим. В этой клинике он стал систематически изучать пациентов, которые, по его представлениям, проходили там через подобные испытания, через психический срыв. Он использовал очень научный клинический метод. Он изучил 173 истории болезни, и результаты этих изучений он обобщил в своей книге. У него есть диаграммы и таблицы и всё остальное. Графики, диаграммы, гистограммы, которые классифицируют результаты его экспериментов. Таким образом, получив вдохновение изнутри, которое он испытал на своём собственном опыте, теперь он проверял систематически на примере других людей, чтобы проверить, верна ли его гипотеза и применимы ли его открытия к другим людям. И понял, что эти открытия применимы в той же самой мере ко всем остальным.

Он описывал пациентов этой больницы следующими словами: «Это живые документы человеческой истории.» Он описывал людей, их судьбы, как живые человеческие летописи, которые открываются на внутреннем суде, как внутреннее переосмысление всей их жизни. И изучая эти документы, можно понять основную динамику развития религиозной жизни. Он пришёл к выводу, что на примере этих пациентов он изучал то, что применимо ко всем людям без исключения на протяжении человеческой жизни.

Затем он хотел понять, что же происходит с людьми, которые не претерпевают такие кризисы, которые живут обычной жизнью. Он хотел узнать, применим ли тот процесс, который он открыл, к таким людям в полной мере. Многие его ученики были пастырями в церквях, поэтому с их помощью он смог изучить прихожан, которые совершали духовный прогресс, или тех, которые топтались на месте, или тех, которые деградировали. Он хотел знать, насколько применим этот закон ко всем: к тем, кто добивается успеха, к тем, кто терпит поражение. И как мы читаем в 9 главе его книги, он описывает пример одного священника в дном из христианских приходов. Бойзон вместе со своим учеником изучил жизни 503 прихожан. Они разбирали конкретные случаи с каждым человеком, они собирали данные самым научным образом, и после этого он ещё более утвердился в том, что его гипотеза верна.

Позднее он провёл ещё одно исследование, в котором он хотел применить результаты своих исследований к религиозным движениям в целом, а не только к конкретным личностям. И он назвал это исследование «Религия в кризисе и религия в привычке, в обиходе». Эта работа привела к результату, который мы сейчас обсудим.

Это удалось перевести на русский язык, возможно эта работа грешит некоторыми несовершенствами, но не судите строго. На протяжении последующих нескольких дней мы попытаемся понять смысл таблицы, которую будем обсуждать. И проверим, насколько хорошо это применимо к ИСККОН. Так что мы будем продолжать ту работу, которую начал Бойзон, перенеся её на ИСККОН.

Название таблицы можно перевести «Трансформации и перевороты в структуре личности, возникающие из ощущения личной неудачи» из книги «Битва в душе». Это ещё раз напомнит нам о том, что мы ведём войну. Первая колонка называется «изначальная проблема» — ощущение личной неудачи. Мы уже обсудили эту тему, как мы ведём себя, когда у нас возникает чувство собственной неполноценности, как мы себя чувствуем, когда видим пропасть между тем, где мы сейчас находимся, и тем, где должны находиться. В любом цивилизованном обществе, как пишет Бойзон, существует эта пропасть. Но при этом можно поступать по-разному. Можно заметить, что Движение сознания Кришны поступает определённым

Навигация:

Страница 13
Страница 12
-- Страница 11 --
Страница 10
Страница 9