Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 23 ------

Лечение душ в общинах вайшнаов - Страница 23

именно к этому оно должно приводить.

Итак, конечным результатом этого уровня является развитие единого понимания на основе того, что является неизменным и универсальным. Другими словами, этот уровень социализации основан на сознании Бога. Другими словами, наша личность объединяется, то есть становится целостной. Мы прогрессируем на этом пути, говоря нашим языком, — это процесс объединения или воссоединения, это процесс превращения камы в прему. Это означает, что наша личность становится целостной в любви к Богу. У неё нет двойственности, вначале у нас могут быть материальные желания, которые не принадлежат личности как таковой, поэтому мы не чувствуем целостность, мы чувствуем двойственность в нашей личности. Но по мере нашего духовного роста мы чувствуем всё большую целостность нашей личности. Видимо, в этой таблице под единением нужно понимать целостность. Итак, Бойзон говорит, что такого вида социализация определяет подлинный религиозный тип, то есть подлинно религиозную личность. Таков результат естественного роста на высшем уровне.

Теперь Бойзон осуждает второй тип обобществления, социализации, который называют приспособлением путём временных локальных мер. Это не подлинный религиозный тип, это что-то ниже — приспособление путём временных, локальных мер. Что это значит? Каждый человек нуждается в чувстве безопасности, находясь в обществе, нуждается в том, чтобы принадлежать к какому-то сообществу, но так или иначе высшая цель нашего общества — нечто, что мы не принимаем, не полностью разделяем. Мы думаем, что эта цель, о которой твердят святые — такие стандарты не для всех. Но может быть, я и достигну когда-нибудь такого уровня в преклонном возрасте, примерно такого рода размышления приходят в ум такого человека. Итак, я думаю, что других людей, которые соглашаются с моей точкой зрения, достаточно много. Мы встречаемся с таким людьми, которых достаточно много, которые разделяют эту скептическую точку зрения в отношении высочайших идеалов и мы создаём своё собственное общество, кружок. Это своего рода защитная мера. Это тоже своего рода откровенность, поскольку я не стремлюсь скрыть ни от себя, ни от других, что у меня есть какие-то желания, которые на высшем уровне рассматриваются неприемлемыми. Я с готовностью соглашаюсь, то есть я признаю открыто то, в чём я нуждаюсь. Мне нужны единомышленники, которые разделяют мою точку зрения в этом. И когда я нахожу таких людей, то чувствую себя гораздо лучше. Итак, мы видим, как такие вещи происходят в ИСККОН и вокруг ИСККОН. В большинстве наших храмов или общин всегда найдётся группа таких людей. Они верят в реинкарнацию, в переселение душ, верят в вегетарианство, в то, что Кришна — Бог, но в то же самое время они думают, что Прабхупада был очень милостив к нам, он понимал, насколько нам трудно, поэтому если мы будем следовать каким-то другим принципам, он поймёт нас также и не будет проблем.

Однажды один человек сказал мне: «Да, я следую двум регулирующим принципам. И всё». У этих людей есть склонность собираться вместе в общество, клуб или кружок. Или можно поступить в этом случае другим образом: Бойзон называет этот тип поведения снижением морального порога поведения, порога совести — мы понижаем немного наши стандарты, касающиеся того, что хорошо и что плохо. Но если у нас есть общественная поддержка в этом, то мы чувствуем себя лучше — другие, так называемые нормальные люди, которые также поступают, как и я. Существуют разные модели поведения, каким образом это происходит.

«Существует множество мужчин и женщин, которые, подобно нашему пациенту, которого мы описываем в этом месте книги, пытается избавиться от чувства личной неудачи, неполноценности, отождествляя себя с группами, которые отождествляют или с одобрением относятся к каким-то потворствам, которые эти люди не в состоянии отбросить или оставить.» Другими словами, люди стремятся избавиться от чувства собственной неполноценности, общаясь с другими людьми, которые разделяют их взгляды на то, что хорошо и что плохо.

«И так называемый «средний» или «нормальный» человек, — говорит Бойзон, — склонен искать решение своей проблемы, внутреннего конфликта, общаясь с теми, у кого уже занижен этот порог совести или порог внутренней самооценки, и этот человек успокаивает себя мыслью, что он ничуть не хуже, чем его ближний, просто окружив себя людьми, у которых такие же низкие стандарты, как и у него самого, и он не чувствует себя хуже, чем они.»

Затем Бойзон пишет очень интересную вещь: «Даже церковь, организация, которая должна представлять в человеческом обществе высшие идеалы и универсальные, постоянные ценности, проявляет тенденцию к тому, чтобы вводить какие-то защитные меры или неполноценные стандарты для того, чтобы поддержать самоуважение своих недостойных последователей.» Не правда ли, похоже на действительность?

Бойзон продолжает обсуждать этот вопрос и говорит, что у человека есть склонность судить о себе глазами других людей, с которыми он отождествляет себя. И одним из способов, с помощью которых человек может справиться с ощущением, что он не соответствует стандартам окружающего общества, — это понимание того, что я должен соответствовать стандартам хоть какой-то группы. Он может принять два решения: либо он может проявить преданность группе с более низкими стандартами, или он может попытаться использовать своё влияние

Навигация:

Страница 25
Страница 24
-- Страница 23 --
Страница 22
Страница 21