Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 31 ------

Лечение душ в общинах вайшнаов - Страница 31

хотим честно признать наше собственное положение. Цинизм, придирчивость и поиск недостатков идут рука об руку.

Другое эмоциональное состояние — это щепетильность. Щепетильность означает сохранение верности идеалам путём замены главной добродетели второстепенными. Если мне не удаётся развивать в себе главные добродетели сознания Кришны, то я думаю, что могу преуспеть в чём-то не таком уж важном. И это становится главным в моих собственных глазах. Я подчёркиваю именно это «что-либо ещё», уделяя этому больше внимания — это замена главной цели — второстепенной.

Бойзон приводит следующий пример со священником, который поклонялся идолу. Это, конечно, не называется идолопоклонством, но у него была связь с женой другого человека. Этот священник всё время с пылом проповедовал своему приходу о том, что очень–очень важно приходить в церковь по воскресеньям. Таким образом, он замещал в своём собственном сознании главные идеалы второстепенными, потому что сам не соответствовал главным идеалам. Бойзон упоминает здесь различные проявления такого поведения: это привязанность к ритуалам, мы начинаем думать, что буквальное соблюдение ритуалов спасёт нас, поскольку это гораздо проще, и гораздо легче достичь совершенства в исполнении всяких ритуалов, чем очистить своё сердце. Буквоедство, фарисейство, мелочность! Многие люди обнаруживают, что гораздо проще бороться за какое-то дело, за какую-то идею, чем жить в соответствии с этой идеей самим. И часто мы встречаем, что чем грубее они нарушают эти принципы, которым они должны соответствовать, тем яростнее они сражаются за них.

Я обнаружил это явление в распространённом виде в Нью-Вринадване, в Северной Америке. Лидер этой общины Киртанананда отклонился от стандартов, установленных Шрилой Прабхупадой, и в то же самое время у него было много последователей, которые бегали туда-сюда и сами строго не следовали принципам сознания Кришны. Они принимали одурманивающие вещества и не повторяли своих кругов, но я заметил, что многие из них были фанатичными сторонниками Киртанананды, их фанатизм переходил рамки безопасности, и один из них даже впоследствии был убит последователями Киртанананды. Что же при этом происходило? Они решили, что нужно быть верным ему и бороться за него и подсознательно считали, что именно в этом заключается цель их жизни, а вовсе не в следовании принципам сознания Кришны. Итак, они стали чем-то вроде сектантов–сверхпатриотов, что-то в этом духе.

Достаточно часто в Индии Прабхупада критиковал так называемых смарта–брахманов за то, что они прибегали к слепому следованию ритуалам. И Чайтанья Махапрабху подвергал критике последователей Мадхвачарьи за то, что они осквернились следованием карме, философии кармы, поскольку они слишком много внимания уделяли следованию ритуалов.

Однажды ученик Шрилы Прабхупады, редактор санскрита Шрилы Прабхупады, которому приходилось читать много книг (ему приходилось это делать) обнаружил, что в некоторых книгах перечислялись все благоприятные и неблагоприятные периоды времени, во время которых можно совершать различные виды деятельности. Это была книга на санскрите, в ней говорилось, что это время благоприятно для этой деятельности, а другое — для другой, а это время — неблагоприятно. Итак, он стал следовать всем этим наставлениям из этой книги очень строго, и Прабхупаду это очень удивило. Прибхупада сказал: «Если бы я следовал этой книге, то я вообще ничего не смог бы делать, наверное.» Шрила Прабхупада говорил об этом преданном, что тот был единственным американским смарта–брахманом.

Иногда мы прибегаем к таким второстепенным результатам и настолько поглощаемся ими, что нам становится сложнее следовать более важным вещам. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил: «Когда я забываю лотосные стопы моего Духовного Учителям, меня начинает больше беспокоить моё омовение и профилактика простуды».

Бойзон перечисляет здесь буквоедство, фарисейство. Фарисеи — это священники, которые слепо следовали ритуалам, они описываются в Библии. Мелочность, щепетильность, принудительный невроз — это относится к человеку, который, испытывая чувство собственной вины, пытается уничтожить его в сердце, прибегая к каким-то второстепенным моментам или принудительным ритуалам. Например, такой человек просто сходит с ума по чистоте — он моет руки после касания чего-либо, прыскает дезинфицирующим средством ручку телефона перед тем, как взяться за неё и так далее. В нашей таблице это называется принудительным неврозом.

Следующее проявление — это бахвальство, означает, что мы скрываем чувство собственной неполноценности, раздувая свою собственную значимость в своих глазах и глазах окружающих. Это просто лицемерие. Слово «тамбха», которое соответствует этому слову в английском языке, означает как бахвальство, так и лицемерие. В ИСККОН мы часто видим такое бахвальство, проявляемое лидерами, когда они отклоняются от следования принципов. Чем больше они нарушают принципов тайком, тем больше они раздувают свою собственную значимость в глазах окружающих. Бахвальство часто идёт рука об руку с поиском недостатков у окружающих. Когда Прабхупада ещё был с нами, обнаружилось однажды, что президент Нью-йоркского храма стал нарушать принципы, это продолжалось какое-то время. В то время я жил в храме в 150 км к югу от Нью-Йорка. И первым признаком того, что что-то не так, который я заметил, то, что преданные из нью-йоркского храма стали в один голос говорить, что их президент единственный человек, кто следует Прабхупаде неукоснительно, и никто другой не делает этого так, как он. Я мог понять из этого, что они просто повторяют собственные слова президента храма.

Навигация:

Страница 33
Страница 32
-- Страница 31 --
Страница 30
Страница 29