Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 39 ------

Лечение душ в общинах вайшнаов - Страница 39

Бога. Вот эти три требования перечисляются Бойзоном.

Восстановление взаимоотношений означает, что должны существовать люди, личности, с которыми человек, имеющий проблемы, может завязать личные доверительные взаимоотношения. Например, духовный наставник, духовный учитель в той или иной форме. Это может быть вартмана-прадаршака гуру, который указывает нам путь, направляет нас, или шикша-гуру — он тоже может стать таким духовным наставником, не обязательно гуру — это тот, кто даёт дикшу. Любой нуждается в такого рода взаимоотношениях с наставником в духовной жизни. Чтобы этот человек мог своими советами помочь ему выйти на верный путь и прогрессировать в духовной жизни. Это создание взаимоотношений в духовной жизни является основой для этого духовного или психологического исцеления помощи людям, кроме того наличие таких тесных взаимоотношений является основой для психоанализа или психотерапии. В своей книге Бойзон рассматривает с одной стороны священника, христианина, с другой стороны он описывает обычного психотерапевта. И он пытается показать, каким образом, в принципе они стремятся к одной и той же цели. Что устремления психотерапевта в конечном счёте духовны. Он стремится решать духовные проблемы в конечном счёте. Это одно из заключений Бойзона в его книге. Он приходит к такому выводу. Конечно, в психотерапии существует множество различные приёмов и школ. Но у них нет единства в своих убеждениях, они не сходятся во мнениях по всем основным вопросам психотерапии. Поэтому эти исследования доказали, что когда психотерапевт. Достигает успеха, он не основывается на приёмах как таковых, на различных методиках, их успех не зависит от методик, которые они использовали, успех зависит от взаимоотношений, которые завязывает психотерапевт со своим пациентом. Это совсем недавнее открытие. Но Бойзон говорит то же самое в своей книге, написанной в 1936 году. Я прочитаю отрывок из его книги. Он пишет:

«На самом деле психотерапия гораздо меньше зависит от приёмов, которые она использует, чем от личных взаимоотношений, завязывающихся между психотерапевтом и пациентом. Если только у пациента возникает доверие к психотерапевту, необходимое и достаточное для того, чтобы он смог открыть ему своё сердце, свои проблемы, и если психотерапевт при этом готов выслушать своего пациента с разумной симпатией и вниманием, следует ожидать с большой вероятностью хороших результатов, которые не зависят от правильности или неправильности приёмов, используемых этим конкретным психотерапевтом.»

Бойзон говорит, что то же самое относится к духовному наставничеству. Самое важное — необходимо уметь слушать с разумным сочувствием. И он упоминает в своей книге, что самый важный урок, который может извлечь для себя среднестатистический священник — это искусство слушать. Он пишет, что нет более важного урока, который мог бы извлечь для себя среднестатистический священник, или учитель, чем искусство слушать внимательно, поскольку чаще всего именно такие люди больше всего любят слушать свои собственные речи, больше чем то, что говорят им другие люди. Они любят больше говорить, чем слушать. Поэтому он советует им научиться слушать — это, как он считает, самое главное для них. Бойзон заметил эту проблему в своём обществе, в своей общине, и также многие преданные признавались, что сталкиваются такой же проблемой, что их духовным наставникам гораздо больше нравится проповедовать им, чем слушать то, что они говорят. У нас всех есть такая склонность, поэтому нам надо преодолеть такую тенденцию и научиться слушать других. В ИСККОН, несомненно, этой проблеме уже уделялось должное внимание — искусству слушания. Мой духовный брат, Бхуриджан Прабху написал книгу, которая называлась «Искусство преподавания», и в ней есть глава «Искусство слушать других». Бхурижан и другие преданные путешествовали по всему миру и давали семинары, на которых учили руководителей ИСККОН искусству слушать других. Я надеюсь, что он приедет сюда, если уже не приезжал. Это очень важно — научиться слушать других.

Навина Кришна Прабху тоже упоминает об этом в своих семинарах. Это основа. Это произошло как бы независимо от Бойзона, от курса по его книге, который сейчас преподаю я, но так или иначе, что сейчас в ИСККОН такие веяния присутствуют и развиваются.

Затем он обсуждает создание «целительных» взаимоотношений, как он их называет — исцеляющие взаимоотношения. Что он имеет в виду? Эти целительные взаимоотношения в психоанализе, в традиционном, фрейдовском понимании, пациент должен в конце концов прийти к ясному понимаю своих собственных запретных желаний и стремлений, на которых лежат запреты. И психотерапевт должен всё это выслушать без чувства шока или ужаса, не должен выносить свои суждения по данному вопросу. Это часть техники Фрейда, которую он ввёл, но Бойзон признаёт некоторое рациональное зерно в том, что говорил Фрейд. Я приведу выдержку из его книги: «Следует признать, что на излечение и настроение такого человека наиболее сильное воздействие оказывает не просто признание или покаяние с его стороны, но социализация, возвращение его в общество — это самое главное. Исцеление действительно происходит и происходит эффективно, только в том случае, если человек, испытывающий проблемы, рассказывает о своих истинных проблемах и беспокойствах кому-то, кому он полностью доверяет. Тому человеку, который в его глазах олицетворяет тот прототип отца или представителя, руководителя высшего идеала, к которому он стремится, и всё же этот человек способен выслушать

Навигация:

Страница 41
Страница 40
-- Страница 39 --
Страница 38
Страница 37