Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 41 ------

Лечение душ в общинах вайшнаов - Страница 41

рассказал самую свою отвратительную сторону моей личности, и тем не менее ты не порвал все связи со мной — вот что требуется от тех, кто берётся консультировать.

Итак, человек должен выговориться, и в конце концов он дойдёт до корня своей проблемы, и Бойзон говорит, что он пытается выслушать это, не испытывая шока. Затем я пытаюсь перенести основу самоуважения с такого застывшего, закостенелого основания на новую, динамичную основу. В соответствии с этими представления Бойзона вот это так называемая основа морали, то есть с этой точки зрения человек судит о себе с той точки зрения того, кем он является сейчас. То есть человек думает: «Вот я такой и такой, и поэтому я сужу о себе и другие судят обо мне на основании того, что я сейчас собой представляю.» Это называется статической основой для морали и нравственности (на русском трудно подобрать правильное слово).

А динамическая мораль означает, что хорошим человеком считается в такой системе ценностей тот, кто стремится стать лучше, и в зависимости от своего стремления, он становится либо хорошим, либо плохим, стремится ли он стать лучше, либо нет. Так что вы можете поступать плохо, совершать дурные поступки, и может быть, вы чувствуете себя недостойными своего окружения и тем не менее вы заслуживаете уважения, любви и почтения до тех пор, пока вы искренне стремитесь улучшиться, исправиться. Другими словами, если вы стоите на верном пути, вы являетесь sadhur eva sa mantavyah («Б.-г.», 9.30), вас следует считать садху. Итак, мы приходим к пониманию того, о чём говорит Бойзон в своей книге, на самом деле уже говорится в этом стихе «Бхагавад-гиты», (в действительности этот стих из «Шримад Бхагаватам», 2.9.36 — прим. набор.)

Бойзон говорит, что человек достоин уважения, согласно нашей терминологии, это определяется словом садху — это человек, который достоин уважения. Даже если человек совершает самые отвратительные поступки, если его решимость направлена на истинные цели или то, что Бойзон определяет как искреннее стремление к улучшению, тогда такой человек достоин уважения, он является хорошим человеком. Другими словами, основой для уважения, если у вас есть такого рода уважение, то есть основа для самоуважения, нам нет необходимости прибегать к снижению морального порога в нашем сердце, чтобы восстановить самоуважение в глазах других людей. В этом свете нашей задачей становится помочь человеку стать лучше, воодушевить его на дальнейший прогресс в духовной жизни и оказать ему поддержку в этом, дать ему советы, которые помогут ему прогрессировать в духовной жизни. Это очень важный момент. Мы можем поддерживать наши высшие идеальны, к которым мы стремимся, и в то же самое время не разочаровывать людей, не отвергать, не отталкивать людей, которые пока не соответствуют этим стандартам. Конечно, если люди не стремятся к улучшению искренне, тогда мы не можем им помочь большой степени, но если они стремятся к такого рода духовному прогрессу, если они искренне предпринимают усилия в этом направлении, тогда они могут прогрессировать духовно, и мы сможем им помочь.

Что помогает нам в этом? Мы должны давать людям понимание хорошей садханы. Хорошая садхана означает повторение святого имени, пытаясь при этом избежать оскорблений святого имени. Прабхупада указывает на три стадии в повторении святого имени Господа.

Первая ступень — это оскорбительное повторение — с одной стороны, с другой стороны — есть чистое повторение, а посередине есть очистительное повторение — повторение, которое мы стремимся улучшить. На чистом уровне человек испытывает шуддха-наму — чистое святое имя, он слышит его. На оскорбительном уровне — нама-апарадха — повторение такого рода. На очистительном уровне человек испытывает нама-бхаса — означает предрассветное сияние святого имени. Намачарья Харидас Тхакур объяснял, что когда солнце находится за горизонтом, но тем не менее свет от него распространяется по всему небосводу — это заря или предрассветные сумерки называются нама-бхаса. Она настолько могущественна, что даже может даровать освобождение. Шуддха-нама даёт кришна-прему, как говорит Харидас Тхакур. Но нама-бхаса уничтожает все греховные реакции. Он говорит, что когда наступает заря, все дикие животные, воры и духи разбегаются в разные стороны. Аналогичным образом все греховные реакции исчезают из нашего сердца. Если человек находится на очистительном уровне, то он по крайней мере испытывает нама-бхасу. И именно на этом уровне он совершает духовный прогресс. В действительности как можно подняться до уровня очистительного повторения? На оскорбительном уровне я совершаю оскорбления святого имени, и я ничего не делаю, чтобы исправить положение. Я не обращаю никакого внимания, я оскорбляю преданных и всё в таком русле продолжает происходить.

Как только я стараюсь, прилагаю усилия, чтобы избавиться от оскорбления, то я сразу поднимаюсь до уровня очистительного повторения. Это не значит, что оскорбления сразу исчезают, как это происходит на уровне чистого воспевания. Это можно легко понять на примере такого оскорбления, как невнимательного повторения имени. Бхактивинода Тхакур говорит, что усилия, которые мы прилагаем, чтобы избавиться от оскорблений святого имени, на самом деле это оскорбление является ключевой ступенью на пути освобождения от оскорблений святого имени Господа. Если я хочу избавиться от оскорблений на пути повторения святого имени

Навигация:

Страница 43
Страница 42
-- Страница 41 --
Страница 40
Страница 39