Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 11 ------

Радха Говинда пр - Думай, прежде чем говорить. Читай, прежде чем думать (БС12) - Страница 11

поэтому его сравнивают с птицей чатакой. Вчера Шрила Шиварама Свами на даршане с учениками сказал такую важную вещь: «Книги ШП первичны, все остальные книги, в том числе и мои – вторичны. Поэтому вначале читайте книги ШП, если у вас остаётся время, вы читаете всё остальное». Можно поклевать салатик, витаминки, соки попить, но пока у вас не будет серьёзной пищи, вы будете слабеть и заболеете. Поэтому книги ШП – наша основная пища. Это основной источник нашей подпитки. Если нам нужны ещё витамины, что-то вкусненькое, какие-то приправы – пожалуйста.

Вторая категория слушателей – это хамса, лебедь. Подобно тому, как лебедь может отделить смешанное молоко от воды, личности, которые в процессе слушания различных тем, извлекают только главные темы, связанные с Господом Кришной, называются слушателями-лебедями. У лебедя есть такое свойство клюва, у него в клюве есть такой естественный сепаратор, который отделяет молоко от воды. Лебедь описывается в Ведах как сара-граха – тот, кто способен извлекать суть. В ШБ 11.8.10 есть красивый стих о настроении хамсы. «Подобно тому, как пчела извлекает мёд из разного рода цветов, больших и маленьких, разумный человек должен извлекать суть из всех изучаемых им писаний». Нет смысла, изучать какие-то детали, чтобы просто блестнуть своей учёностью перед людьми, нужно знать суть. В конце концов, нам не так много осталось жить. Подумайте, нам действительно нужно изучить хотя бы 4 книги. ШБ – 12 песней, ЧЧ – 18 томов, БГ, НП. Нектар наставлений.

Третья категория называется попугаями. Шука. Подобно тому, как попугай в точности повторяет всё, что он услышал от своего господина, или от кого-то, кто его учил, также тот, кто хорошо повторяет услышанные темы из священных писаний, относится к слушателям-попугаям. Вчера мы с Мадхаванандой прабху общались на эту тему. Он это отмечал, что «мы - не проповедники, мы являемся слугами проповедников. Мы просто подчёркиваем всё то, что говорят проповедники». Хотя, есть слова ШП, где он говорит, что преданные не должны быть просто попугаями, которые просто тараторят и повторяют за своим гуру. Важно также что-то понимать». Это понимание благодаря проповеди, благодаря милости преданных, приходит к проповеднику.

Четвёртая категория – самая мистическая. Их называют «рыба». «Мина» на санскрите. Они действительно сидят на лекции с такими «минами», что не понятно, понимают они или не понимают. Подобно тому, как рыба, находящаяся в океане сгущённого молока, тихонько пьёт это молоко, даже не моргая, так и личность, которая тихо сидит на лекции, уставившись на лектора и слушая ШБ, наслаждаясь обсуждаемой темой, называется слушателем-рыбой. Сканда-пурана обобщает эту высшую категорию. «Высший слушатель – это тот, кто приходит в аудиторию до прихода лектора, предлагает нужные поклоны, страстно желает слушать о времяпрепровождении Господа Хари и отвергает все остальные мирские темы. Он смиренно, со сложенными руками сосредотачивается на слушании, имея полную веру в Господа. Он привязан к тому, чтобы задавать вопросы и всегда размышляет на услышанные темы. Он – дорогой друг преданных Верховного Господа». Это те качества, которые мы должны культивировать.

Теперь описание низших видов слушателей, которое даётся в Сканда-пуране. Это, как правило, слушатели в гуне страсти и невежества. В целом, они лишены веры в процесс преданного служения.

Первая категория, которую описывает Сканда-пурана, называются «волками». Подобно вою волка, пугающего лань, привлечённую приятным звуком флейты в лесу, глупец, который громко шумит и причиняет боль преданным, вовлечённых в слушание сладостных повествований ШБ, известен как слушатель-волк. У меня были такие моменты, когда во время публичных программ слушатели вставали: «А можно мне задать вопрос», «Подождите, дайте закончить лекцию», «Нет, я сейчас хочу задать вопрос». Это категория описывается как «волки». В Шива-пуране тоже есть утверждение: «Тот, кто дурно отзывается о лекторе и священных историях, рождается собакой, и влачит жалкое существование в течение сотен жизней. Это большая апарадха – во время Хари-катхи сбивать лектора, мешать ему, оскорблять представителя Вьясадевы. Те, кто ставят под сомнение, дискутируют в процессе выступления, будут брошены в ад. После пережитых там пыток они родятся в телах ослов». Если у нас есть какие-то сомнения и возражения, очень важно, чтобы мы цивилизованным образом их высказывали.

Вторая категория – птица бурунда. Это какой-то вид орла. Такой слушатель даёт всем наставления, которые когда-либо слышал, но сам на практике никогда не применял, он называется слушателем-бурундой. Он говорит что-то, но сам не следует.

Третья категория – бык. В Ориссе есть такое выражение «бык, который слушает ШБ» - т.е. это бесполезное занятие для быка. Другими словами, подобно быку, который не различает сладких виноградин и колючего жмыха, слепец, который слушает всех, но не имеет разума различать между хорошим и плохим, называется слушателем-быком.

Если распределить слушателей в соответствии с гунами, то слушатель в тама-гуне вообще не понимает, о чём идёт речь. Его сознание настолько поглощено какими-то материальными желаниями, что он просто не понимает о чём идёт речь, слушатель в гуне страсти из лекции извлекает то, что ему нужно было услышать. После одной и той же лекции брахмачари понимают, что надо быть брахмачари, грихастхи понимают, что надо быть грихастхами, санньяси понимают,

Навигация:

Страница 13
Страница 12
-- Страница 11 --
Страница 10
Страница 9