Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 43 ------

Духовная жизнь грихастх и брахмачари - Страница 43

в нем делается под божественным руководством чистой духовной личности, осознавшей себя и свои отношения с Богом души. Культура эта — не творение нашего воображения. Духовная культура полностью соответствует законам, изложенным самим Кришной и подтвержденным, проверенным на опыте великими душами, ача- рьями от начала времен. И такая духовная культура в ашраме всегда на первом месте, не иногда, не по воскресеньям, не в часы брахма-муху рты, но всегда! Только тогда это ашрам.

Каждому цивилизованному духовному существу предписано жить в ашраме. Система вар- нашрама-дхармы установлена Самим Кришной, и кем бы вы ни были: брахмачари, ванапраст- ха, грихастха, санньяси — каждому предписано жить в ашраме. Более того, каждый из этих укладов зовется ашрамом. Нет такого, что брахмачари живут в ашраме, и поэтому следуют строгим принципам, а грихастхи живут дома и делают что хотят и когда хотят, потому что они не живут в ашраме. Это не грихастха, это глупость. Такая ментальность зовется не грихастха, а грихамедхи. Это не ашрам, в котором духовная культура на первом месте. Даже если человек в гуне благости, если он щедрый, вежливый с другими, дает детям хорошее воспитание — это грихамедхи до тех пор, пока духовная культура не будет в его жизни на первом месте. Даже такие люди живут в иллюзии, потому что они ведут жизнь, где на первом месте гордость и зависть, ведь их благочестие не связано с правильным пониманием Кришны и Кришна-бхактм.

Когда дом становится ашрамом — местом, где духовная культура на первом месте, тогда можно называть себя грихастха. Грихастха — это не штамп, означающий, что вы надели белое дхоти, поставили тилаку, устроились на работу, женились и завели детей. Если вы грихастха, то меняется само качество вашей семейной жизни. Это ашрам, и когда в вашем доме Кришна на первом месте, то вы живете в ашраме! В каждом храме нашего Общества служат Кришне. Храм, даже если он находится в городе, это святое место, потому что там Шри Шри Радха-Кришна осознаются всеми как главенствующие Божества, и все, что делается в храме, делается исключительно в настроении любовной преданности этим Божествам. На них сосредоточены все чувства и мысли живущих в храме преданных. Поэтому это называется ашрам, а брах- мачари-ашрамом он назван потому, что в нем приняли прибежище многие брахмачари.

Точно так же дома всех домохозяев должны иметь такую же природу. Кришна должен присутствовать и осознаваться как Повелитель, на служении которому сосредоточена вся наша деятельность. Духовная культура — садхана, сева, девять процессов преданного служения — должна всегда присутствовать в доме. Не нужно поддерживать собственные поверхностные представления о том, что есть сознание Кришны. Сознание Кришны — это жизнь, в которой мы вдохновлены исполнять главные обязанности во имя цели нашего существования. Сознание Кришны — это служение Кришне. И муж, и жена, и дети регулярно служат садху, приглашают их в свой дом, угощают их прасадом, оказывают материальную поддержку храму и нуждающимся преданным, а также служат несчастным душам Кали-юги, давая им милость Кришны. Они поклоняются Божествам и предлагают им пищу. Они строго, но с энтузиазмом следуют садхане. Они обсуждают Кришна-катху и вдохновляют друг друга. Это грихастха-ашрам. На этапе ванапрастхи мы отправляемся вместе с супругом в святые места, такие как Вриндавана, Шри Майапур, Шри Джаганнатха Пури, и живем там, проводя все свое время исключительно в слушании Хари-катхи, повторении Святого Имени и служении святым личностям, совершая тапасью и погружая свое сознание в милость Кришны и Кришна-бхакти. Санньяса-ашрам предназначен для жизни на таком уровне отречения, чтобы можно было вдохновлять другие ашрамы приближаться к еще более высокому стандарту

преданного служения и жизни. Так в каждом укладе нужно жить в ашраме, где духовная культура всегда на первом месте, и это основа. Ведь мы по природе очень подвержены влиянию атмосферы вокруг нас. Поэтому традиционно в прошлом во всех сампрадайах ни брахмачари, ни санньяси никогда не должны были покидать пределы Бхарата-варши и надолго оставаться в одиночестве. Почему? Потому что даже если они очень сильны в практике и сосредоточены на преданном служении, то гуны все же очень могучи, и невозможно без помех жить в ашраме, если мы лишены общества людей, у которых духовная культура на первом месте. Во всяком случае, это очень трудно, ведь майя и Кали, как снаружи, так и изнутри, всегда ищут способов увести наше сознание от преданного служения, отвлечь наше внимание от Кришны.

В век Кали этот мир с духовной точки зрения подобен пустыне, и преданным постоянно нужен восполняемый ресурс с водой милости Кришны, чтобы поддерживать духовную силу. Ашрам — это полноводный оазис. Пребывание в нем питает и освежает наше сознание, но за пределами ашрама — голая, выжженная пустыня! И постепенно, если мы живем без общения с преданными и вне святого места, мы слабеем духовно и отклоняемся от наших обетов, от стандартов и желаний гуру. Но как проповедники (потому что Господь Чайтанья Махапрабху, Тхакур Бхактивинода, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и наш Гурудев Шрила Прабхупада дали нам шанс помогать им в миссии проповеди) мы

вынуждены выходить за пределы

Навигация:

Страница 45
Страница 44
-- Страница 43 --
Страница 42
Страница 41