Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Рама-лила
------ Страница 33 ------

Рама-лила - Страница 33

тобой! Он не смог жить без тебя! Воспевая твои имена, он оставил тело!»

Услышав это, Рама от горя рухнул на землю. Слезы ручьями полились из его лотосоподобных глаз, и он стал прославлять Махараджа Дашаратху. Потом, повернувшись к Лакшмане и Сите, Господь Рамачандра произнес: «У нас больше нет отца, Махарадж Дашаратха умер!» И все они заплакали вместе с Господом своего сердца

Такую великую любовь эти возвышенные души испытывали друг к другу! Пожалуйста, поймите правильно, что это не какая-то материальная телесная привязанность. Так проявлялось экстатическое чувство разлуки между Господом и его преданными.

Некоторые люди придерживаются имперсональной концепции Бога Они полагают, что осознавшие Господа непременно становятся холодными, как камни, не имея никакого сострадания ни к кому, равнодушными ко всему, что происходит в этом мире. Но это не совсем так, вернее, совсем не так. Да, преданный теряет энтузиазм к наслаждениям этого материального мира, он перестает мнить себя наслаждающимся и контролирующим, но сердце вайшнава становится мягким, теплым и сострадательным Господь хотел показать, что такие качества присущи и его сердцу.

Услышав, что умер его любимый преданный, Господь Рама заплакал от горя, Но это не было обычным материальным горем, и слезы были не просто слезами сына по умершему отцу. Господь Рама, конечно же, не питал никаких иллюзий, и не отождествлял отца с этим материальным телом. Кришна сам говорит в «Бхагават-гите» (2.20):

на джайате мрийате ва кадачин найам бхутва бхавита ва на бхуйах аджо нитйах шашвато йам пурано на ханйате ханйамане шарире

«Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело».

Для души нет ни рождения, ни смерти. Когда тело умирает, душа не умирает.

дехи нитйам авадхйо йам дехе сарвасйа Бхарата тасмат сарвани бхутани на твам шочитум архаси

«О потомок Бхараты, того, кто пребывает в теле, невозможно уничтожить. Поэтому ты не должен скорбеть ни об одном живом существе» (БГ, 2-30)

Мудрый не скорбит, когда уходит это тело, мудрый знает:

васамси джирнани йатха вихайа навани грхнати наро парани татха шарирани вихайа джирнани анйани самйати навани дехи

«Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные» (БГ, 2.22).

Смена тела — не более чем смена одежды вечной души. Кришна говорит Арджуне и всем нам, что не нужно плакать, когда умирает тело, ведь это неизбежно в материальном мире. Кришна говорит, что лишь из-за влияния гуны невежества, отождествляя себя с этим телом, живое существо скорбит о его утрате. И вместе с тем Кришна в форме Господа Рамы плачет, стенает, скорбит и теряет сознание от горя, узнав, что его отец умер. Рама плакал, конечно же, не потому, что находился в невежестве и не потому, что считал это тело Дашаратхи своим отцом. Он плакал потому, что Господь безмерно любит своих преданных и плачет в разлуке с чистым преданным.

...Рама, Сита и Лакшмана отправились на Мандакини-Гангу. Зная, что отец вернулся домой к Богу, на Вайкунтху, они предложили пригоршни священной воды душе отца, как предписывают Веды. Сделав это, они заплакали так громко, что их услышали солдаты армии Айодхьи, которых Бхарата оставил поодаль.

Солдаты подумали: «Наверное, Раме сказали о смерти отца, Дашаратхи, иначе с чего бы так громко плакать. Отправимся же поддержать Господа в его горе!» И они пошли, а за ними поспешили, возглавляемые Каушальей и Сумитрой, женщины, старики и дети.

Каушалья обняла своего любимого сына Увидев его со спутанными волосами (в царстве Махараджа Гухи изгнанники собрали сок и смолу баньянового дерева и спутали волосы так, как делают садху, следуя по стопам Господа Шанкары; это называется раста), мать схватилась за сердце. Оно заныло от сострадания и нежности, и Каушалья не могла ничего сказать, а только плакала и целовала его. Обняла она и Ситу, и Лакшману. Так же сделала и Сумитра

Бхарата сказал: «Рама, ты исполнил волю отца Все сделано в точности, как он поклялся, и царство передают мне. Но я не могу принять его, и пришел, чтобы вручить его тебе. Теперь отправимся домой. Возьми бразды правления в свои руки, мы все предаемся тебе!»

«Но это только часть обета, — напомнил Рамачандра. — я ведь изгнан в лес на четырнадцать лет, не забывай об этом!»

Бхарата настаивал: «Совсем не обязательно следовать этой глупости, которую моя мать, под влиянием Мантхары, заставила нашего отца произнести! Это нельзя считать настоящей клятвой, этот обет вырвали у него обманом, жестокостью и корыстью. Клятву, данную под давлением, нельзя считать истинной!»

«Теперь, когда отец умер, это вдвойне мой долг — защищать его честь, дабы душа его обрела освобождение, и отец перед лицом полубогов не предстал лжецом и грешником, — ответил Господь.

Бхарата предложил: «Сделаем так: я останусь вместо тебя в лесу и проведу четырнадцать лет в изгнании, со спутанными волосами и одетый в кору деревьев. Ты же должен отправиться в Айодхью, люди не могут жить без тебя. Но если ты хочешь остаться в лесу, я останусь с тобой. Я не вернусь в Айодхью без

Навигация:

Страница 35
Страница 34
-- Страница 33 --
Страница 32
Страница 31