благочестию царя Да- шаратхи, со столицей Кошалы по великолепию и грандиозности не могла соперничать даже обитель Индры.
Здания там были построены из самых прекрасных драгоценных камней и украшены жемчужинами. По всему городу были разбиты красивые парки деревья плодоносили круглый год, а цветы источали божественные ароматы. Даже все животные дружелюбно относились друг к другу, как члены одной большой семьи живых существ. Птицы днем и ночью пели волшебные песни.
Брахманы, необыкновенно мудрые и возвышенные души, никогда не совершали ошибок в проведении обрядов и постоянно воспевали Святые Имена Господа; кшатрии были очень доблестны, но в то же время уважительны к брахманам и покорны их советам; вайшьи, богатые, но в то же время трудолюбивые, были щедры, честны и добродетельны; шудры, смиренно исполняющие свою дхарму, были полностью удовлетворены, потому что находились под полной защитой других каст и всегда счастливы были служить.
В Айодхье никто не произносил ни единого слова лжи, все были кристально чисты сердцем и правдивы. Никто не голодал и не болел На улицах музыканты играли чудесные раги, а певцы пели ведические гимны и сладостные киртаны. Люди, исполненные преданности, танцевали от радости. Все живые существа в Айодхье были истинно счаст-
ливы, и любой день проходил, как праздник, так как Махарадж Даша- ратха относился к каждому жителю города, как к своему родному ребенку, — с искренней любовью и вниманием. А его министры, смиренные, почтительные и праведные, исполняли свои обязанности с настоящим знанием дела и великим тщанием. Армии царя Даша- ратхи были столь сильны, что ни одна сила на Земле не могла устоять перед ними в бою.
Словом, царство процветало благодаря преданности Даша- ратхи Всевышнему Господу.
Однако у Махараджа Дашаратхи было тайное горе, о котором никто не знал. Несмотря на все достигнутое, в сердце его жила печаль: у него не было сына-наследника, и рядом не было никого, кто был бы в полной мере способен принять бразды правления таким совершенным государством после того, как Дашаратха покинет этот мир, чтобы перейти в мир духовный.
Дело в том, что в ведические времена одним из самых важных аспектов дхармы царя, его долгом и вопросом совести было воспитать сына-наследника, подготовив его так, чтобы тот мог принять царство и справедливо править им после ухода отца. Это было проявлением преданности царя жителям страны и его служением Господу, подобно тому, как сегодня отцы, владеющие ценным имуществом или солидным бизнесом, считают своим долгом так составить завещание, чтобы после их ухода из этого мира нажитое ими перешло в руки разумных наследников и управлялось мудро и грамотно. Что уж говорить о царе, который по воле Господа и с его благословения правил почти всем миром.
Дашаратха чувствовал, что все его деяния, какими бы благими они ни были, останутся незавершенными и даже будут обречены на провал, если у него не будет сына.
У Дашаратхи было около трехсот пятидесяти служанок-налож- ниц и три главных царицы: Каушалья, Сумитра и Кайкейя. Многие годы надеялся царь, что у них появятся дети, но этого так и не произошло. У него родилась только одна дочь по имени Шанта, но не было ни одного сына.
Он открыл свое сердце министрам и мудрым брахманам, поделившись с ними тяготившими его печальными мыслями.
Дашаратха сказал: «Может быть, если я проведу надлежащим образом Ашвамедха-ягью и удовлетворю Верховную Личность Господа, он услышит мои мольбы и даст мне сына-наследника».
Главного министра Дашаратхи звали Сумантра. Будучи, кроме того, ближайшим доверенным другом Махараджа, Сумантра рассказал царю одну историю, которую слышал когда-то: «Давным давно Са- наткумара предсказал предкам Дашаратхи, что в их династии явится царь Дашаратха и у него долго не будет сыновей, но он позовет в Ко- шалу великого брахмана Ришьяшрингу, чтобы тот провел ягью, и после этого сам Верховный Господь родится как сын Дашаратхи».
Глава 4
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ЦАРЯ ДАШАРАТХИ
Дашаратха, выслушав Сумантру, немедленно связался со своим другом Махараджем Ромападой. Писания гласят, что у царя Ромапады, дорогого друга Дашаратхи, также не было детей, и Дашаратха из сострадания к нему отдал Ромападе свою единственную дочь, царевну Шанту, чтобы тот стал ей отцом и заботился о ней как о своей собственной дочери. И хотя сам Дашаратха очень любил Шанту, ее вырастил Махарадж Ромапада.
Махарадж Ромапада правил царством Анга. Когда-то он нанес серьезное оскорбление брахману.
Однажды Махарадж Ромапада проводил ягью, созвав на нее всех мудрецов, риши, муни и великих брахманов царства. Когда ягья завершилась, царь приказал принести огромный мешок, полный алмазов, и решил поднести брахманам дары. Ромапада стал раздавать брахманам алмазы, но вдруг заметил, что один из алмазов обладает особой, несравнимой с остальными, ценностью. И царь пожалел отдавать его кому-либо, решив оставить себе. Брахман, которому предназначался этот драгоценный камень, посредством своей мистической силы узнал об этом и сказал «Зачем ты украл у меня алмаз, о царь? Ты оскорбил брахмана, и в наказание за это ни один брахман или риши с этих
самых пор не будет проводить ягьи в твоем царстве!» И все брахманы и мудрецы тотчас же покинули царство Анга.
В Трета-югу это было подобно смерти всего народа в государстве, так как благодаря