Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Слуга слуги
------ Страница 65 ------

Слуга слуги - Страница 65

свидетелями Пан- ду-виджая.

Панду-виджая—это особая церемония, когда Господа Джаганнатху, Субхадру и Баладеву выводят из храма и устанавливают на колесницах.

Шрила Гоур Говинда Махараджа—великий знаток праздника Джаганнатхи. Он объясняет, что когда дайита-пати (служители храма) выводят Господа Джаган- натху, Баладеву и Субхадру из храма, Они идут, раска- чивась из стороны в сторону. Дайита-пати делают так, что Они шатаются, как пьяные. Вы когда-нибудь видели, как ходит пьяный?

Всего две недели назад я был в Пури и видел Рат- ха-ятру. С нами из Бомбея приехали сто семьдесят пять преданных, и мы пели киртан перед Господом Джаган- натхой. Это было удивительное зрелище—Панду-виджая. Огромные короны на Джаганнатхе и Балараме и большие шелковые веревки, которые традиционно по приказу Господа Чайтаньи приносят обитатели Кулинагра- ма. Дайита-пати —потомки Вишвавасу. В свое время, в Сатья-югу или еще раньше, они пасли свиней. Но они были великими преданными. Вишвавасу был изначальным пуджари Джаганнатхи. И с тех пор его потомки ухаживают за Джаганнатхой во время анавасары и Ратха-ятры.

В этом году в Пури семьсот тысяч человек собрались для того, чтобы посмотреть Панду-виджая Ратха-ятры. Джаганнатха—это гигантская фигура, и дайита-пати ведут Его, держа Его за стопы, за спину, тянут Его веревками. И пока Он идет, Он шатается, будто пьяный. Даже такой закоренелый материалист, как я, испытал экстаз, когда увидел Панду-виджая. Некоторые преданные думали: «О, это дайита-пати толкают Господа и раскачивают Его». Но на самом деле это неправильно. Это Его лила. Это Господь Джаганнатха и Баларама толкают дайата-па- ти, и они всего лишь инструменты в Его руках.

...Когда Господь Чайтанья увидел, как выходит Джаганнатха из храма, Он начал кричать: «Манима! Манима!» Так в Ориссе традиционно обращаются к великому человеку.

Затем Махараджа Пратапарудра начал подметать улицу веником с золотой ручкой. Шри Чайтанья Махапрабху увидел это: «Это царь, император Ориссы. У него большой дворец, министры, армия, огромные богатства. Однако перед Господом Джаганнатхой и Его преданными он занял это самое низкое положение, подметальщика улиц».

Вы, может быть, не понимаете, что это значит— быть подметальщиком улиц, дворником в Индии. Этих людей называют бханги. В традиционном обществе бхан- ги не разрешалось жить ни с кем, кроме других бханги, они считались самыми грязными. Им приходилось не только подметать улицы от грязи и мусора, но также выносить испражнения. Я переведу, что значит «ночная почва». Раньше у людей не было канализации. Сейчас, когда мы чувствуем позывы природы, мы просто спускаем в туалете воду и все исчезает. Но до того, как появились эти замечательные унитазы, люди испражнялись в канавы. И каждый день бханги собирали все это и выносили в определенное место. Это было обычным делом подметальщиков улиц, и поэтому их считали самыми низшими из людей.

...И царь Махараджа Пратапарудра на этот день принял роль подметальщика улиц.

Однажды царь Канчи собрался выдать свою дочь за Пурушоттаму Джана, отца Махараджи Пратапарудры. Но Махараджа Пурушоттама сказал: «Я не могу жениться на твоей дочери сейчас, потому что приближается Ратха-ятра, и я должен отправиться служить Джаганнатхе». Он определил свои приоритеты: женитьба, царство, все может подождать—сейчас я должен поклоняться Джаганнатхе.

Он пригласил царя Канчи на Ратха-ятру, но царь прислал вместо себя своего министра. Министр приехал и увидел, как царь подметал улицу после Панду-виджая. Он увидел, что царь на самом деле является дворником. Министр был в шоке. Он подумал: «Это ужасно. Царь, который подметает улицу, осквернился». Он вернулся в Канчи и все рассказал своему царю. Царь Канчи прислал письмо: «К сожалению, я не могу выдать свою дочь за подметальщика улиц».

Пурушоттама Махараджа очень рассердился:

— Он оскорбляет Джаганнатху! Тот, кто любым образом служит Джаганнатхе, занимается самым высшим служением. А он считает, что гот, кто служит Джаганнатхе, оскверняется!

И он объявил войну царю Канчи (так кшатрии проявляют свою бхакти).

В этой войне Махараджа Пурушоттама был разбит наголову. Он очень огорчился. На обратном пути в Пури он остановился в ашраме одного мудреца и спросил у него:

— Я делал эго для того, чтобы защитить и прославить Господа Джаганнатху. Почему я проиграл?

— А ты попросил разрешения у Джаганнатхи, прежде чем отправиться на войну?

— Я так разгневался, что пошел на войну, забыв спросить разрешения.

— Ничего хорошего не может выйти без благословения Господа.

В шастрах объясняется, что никакое важное дело нельзя начинать, не попросив благословения и разрешения гуру, вайшнавов и Божеств.

...Тогда Махараджа Пурушоттама отправился в храм Джаганнатхи и стал плакать. Целый день и целую ночь он молился Джаганнатхе. И тогда Джаганнатха сказал ему: «Отправляйся снова в поход. Я Сам лично вместе с Баларамой помогу тебе». Махараджа Пурушоттама

объявил по своему царству, что снова идет в поход против царя Канчи. Но от его армии уже ничего не осталось. Когда он объявил своим гражданам, что Сам Господь Джаганнатха вместе с Баларамой обещали ему помощь, жители сказали: «Если Они помогут, мы присоединимся!» Даже дети сказали: «Мы тоже будем сражаться с царем Канчи!» Это и была армия, во главе которой встал Махараджа Пурушоттама. Царь искал в своей армии Джаганнатху и Балараму, но не мог Их найти. По мере того как они приближались к Канчи, он

Навигация:

Страница 67
Страница 66
-- Страница 65 --
Страница 64
Страница 63