Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 103 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 103

– но; дуре – откладывая в сторону; тасйа – Им; прашасйах – достойно прославления; бата – воистину; ниграхах – наказание; апи – даже; камса-адайах – Камса и другие; калийа-путана-адйах – Калия, Путана и другие; бали-адайах – Бали и другие; прак – прежде; апи – и; сакшинах – свидетели; атра – этому.

Что говорить о доброте Кришны, если даже Его наказания, когда Он карает кого-то, заслуживают того, чтобы их прославляли. И тому было и есть множество свидетелей, среди которых Камса, Калия, Путана и Бали.

КОММЕНТАРИЙ: Когда Камса правил Матхурой, его мучил неотвязный страх, что Кришна его убьет. Однако как побочный эффект этой невольной медитации Камса стал полностью сознающим Кришну. Шукадева Госвами описывает это следующим образом:

асинах самвишамс тиштхан бхунджанах парйатан пибан

чинтайано хришикешам апашйат тан-майам джагат

«Сидя на своем троне или в гостиной, лежа в постели или находясь еще где-то, когда он ел, пил, спал или прогуливался, Камса видел только своего врага, Верховного Господа, Хришикешу. Иными словами, думая о своем вездесущем враге, Камса без малейшей благорасположенности к Господу погрузился в сознание Кришны» (Бхаг., 10.2.24).

Когда приблизился смертный час Камсы, Кришна стащил его с царского возвышения на борцовской арене и запрыгнул ему на грудь. Благодаря этому Камса, покидая тело, получил возможность почувствовать стопу Кришны на своей груди и видеть Его благословенный лик. После смерти Камсы Кришна устроил ему царские похороны, на которых присутствовали принцы династии Яду, пастухи Враджи и Сам Господь Кришна. Кришна, как добрый друг семьи, утешал вдов Камсы, а на опустевший трон Он возвел отца Камсы Уграсену.

Многие союзники Камсы получили духовное благо от того, что были наказаны Кришной. К их числу относились и борцы Матхуры, и Джарасандха вместе с другими царями. Лишь самые злобные враги Господа – Шишупала и Дантавакра – ухитрились не получить в текущей жизни полную милость Господа. Эти два демона вызвали недовольство Кришны тем, что совершали оскорбления против брахманов, и в то же время, являясь на самом деле Его вечными слугами в личине врагов, они в конце все же удостоились Его милости.

Груз вины, лежавший на других противниках Кришны, например, на борцах Чануре и Муштике, был значительно меньшим. Сражаясь против Кришны по велению Камсы, они заразились завистливым духом от Камсы, но несмотря на это им было позволено насладиться милостью объятия Кришны во время поединка, словно они были пастушками Враджи, играющими с Кришной в борцов. Кришна также отдал борцам Камсы последние почести, организовав их похороны:

раджа-йошита ашвасйа бхагавалу лока-бхаванах

йам ахур лаукиким самстхам хатанам самакарайат

«Утешив женщин из царского окружения, Кришна, поддерживающий все миры, позаботился о том, чтобы были проведены надлежащие ритуалы над телами усопших» (Бхаг., 10.44.49).

Господь Баларама вновь и вновь пленял Джарасандху в битве, но всякий раз отпускал его – единственно с тем, чтобы восславить его доблесть. Кришна и Баларама вместе со Своими друзьями лично посетили дворец Джарасандхи, чтобы навсегда закрепить за ним репутацию покровителя брахманической культуры и великого жертвователя. К Паундраке и другим Своим врагам Господь отнесся с подобным же состраданием. В стихе 21, использовав фразу атмана маритах (дословно «все убитые Им лично»), Нарада подразумевал, что все перечисленные личности получили освобождение. Нарада подтвердил это также в своей беседе с отцом Кришны Васудевой:

ваирена йам нри-патайах шишупала-паундра-

шалвадайо гати-виласа-вилоканадйаих

дхйайанта акрити-дхийах шайанасанадау

тат-самйам апур ануракта-дхийам пунах ким

«Враждебно настроенные цари – Шишупала, Паундрака и Шалва – непрестанно думали о Господе Кришне. Даже когда они возлежали на своих ложах, сидели или были заняты другой деятельностью, они, объятые завистью, медитировали на телодвижения Господа, Его лилы, Его любящие взгляды, которыми Он одаривал Своих преданных, и другие привлекательные черты Господа. Поглощенные медитацией на Кришну таким образом, они обрели духовное освобождение и достигли личной обители Господа. Так что же можно сказать о благословениях, которые проливались на благосклонно расположенных к Кришне преданных, постоянно с любовью сосредотачивавших свой ум на Господе?» (Бхаг., 11.5.48).

Демоны, вторгавшиеся на священную землю Кришны Гокулу, получили от Кришны милость даже большую, нежели цари, которые противостояли Ему в Матхуре и Двараке. Калия был благословлен прикосновением тела Кришны даже в большей степени, чем борцы на арене Камсы. В то время как Кришна с большим энтузиазмом танцевал на головах Калии, змей получил пыль Вриндаваны непосредственно со стоп Кришны, и удачу Калии в экстазе прославляли его жены:

касйанубхаво ’сйа на дева видмахе

тавангхри-рену-спарашадхикарах

йад-ванчхайа шрир лаланачарат тапо

вихайа каман су-чирам дхрита-врата

«О Господь, нам неведомо, как змею Калии повезло настолько, что его коснулась пыль с Твоих лотосных стоп. Чтобы получить эту пыль, богиня процветания выполняла аскезы на протяжении долгих столетий, отбросив все желания и наложив на себя суровые аскезы» (Бхаг., 10.16.36). Таким образом, Калия получил особую милость, поскольку Кришна использовал каждую из его голов в качестве танцевальной сцены. Кроме того, Кришна принял поклонение Калии и молитвы, которые тот возносил, лично дал ему наставления и даровал остров Раманака, на