Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 13 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 13

матери выслушать от него то, что сам он называет «Шримад-Бхагаватамритой», – самые сливки ведических писаний, рассказывающих о чистой бхакти. Эти особенные писания называют шримат – духовно богатыми. Они обладают способностью даровать человеку знание, отрешенность и преданность. Суть, извлеченная из этих писаний, есть амрита – небесный напиток, дающий бессмертие. Она подобна нектару, добытому при пахтании молочного океана, из которого сами собой возникли всевозможные бесценные сокровища.

За те семь дней, которые Парикшит Махараджа готовился к смерти, Шукадева Госвами рассказал ему только «Шримад-Бхагаватам». Но, поскольку «Шримад-Бхагаватам» содержит в себе суть всех писаний о преданном служении, во время их беседы были представлены выводы этих писаний. Уттара хочет услышать суть всех священных текстов, посвященных преданному служению, и сын отвечает ей в соответствии с ее желанием.

«Шримад-Бхагаватам», поведанный Шри Шукадевой, прекрасен во всех отношениях – как сам текст, так и комментарии к нему. В «Шримад-Бхагаватам» нет ничего лишнего:

нигама-калпатарор галитам пхалам

шука-мукхад амрита-драва-самйутам

пибата бхагатам расам а-лайам

мухур ахо расика бхуви бхавуках

«О искушенные и вдумчивые люди, вкусите «Шримад-Бхагаватам» – зрелый плод древа желаний ведической литературы. Он изошел из уст Шри Шукадевы Госвами, отчего стал еще вкуснее, хотя его нектарный сок и прежде приносил наслаждение всем, включая освобожденные души» (Бхаг., 1.1.3).

Авторитетные знатоки ведических писаний, подобные Суте Госвами, свидетельствуют об этом, исходя из собственного опыта. Тем не менее, совершенным преданным могут больше нравиться какие-то определенные части «Шримад-Бхагаватам», по сравнению с другими. Выдающиеся вайшнавы, в чьих сердцах развилась неутолимая жажда мёда, струящегося непосредственно с лотосных стоп Шри Гопинатхи, не испытывают желания слушать ничего, кроме «Шримад-Бхагаватам». Так даже новички в преданном служении не хотят больше слышать о гьяна-йоге и безличном освобождении, а те, кто стремится к освобождению теряют всякий интерес к разговорам о материальном процветании и мирских удовольствиях. На самом деле, в каждой из бесед, содержащихся в «Шримад-Бхагаватам» прославляется Кришна, возлюбленный гопи. Но иногда чистые преданные считают менее важными фрагменты, в которых не описана непосредственно Его сокровенная слава. Вайшнавам, осознавшим свою истинную природу, позволительно выказывать такие предпочтения, однако преданные-новички не должны легкомысленно подражать им. Преданным, которые еще не свободны от недостатков, нужно строго следовать наставлениям «Шримад-Бхагаватам» на всем его протяжении, с первой главы Первой песни до последней главы Двенадцатой песни. Раз за разом систематически изучая от начала и до конца «Шримад-Бхагаватам», и его авторитетные толкования, преданные могут стремиться со временем стать достойными отведать скрытый в нем нектар бессмертия.

В «Брихад-Бхагаватамриту» внесли свой вклад такие преданные, как Шукадева, Нарада и другие вайшнавы их уровня. Она одобрена великими мудрецами, такими как Парашара и Вьясадева. Абсолютная Истина представлена в ней со всей ясностью, а не расплывчато, как в некоторых учебниках по мантрам и йоге, и правдиво, не так как в неавторитетных псевдодуховных трудах. Она представлена глубоко, а не поверхностно, как в книгах неквалифицированных писателей, которые мало что могут сказать, а говорят еще меньше, в страхе лишиться внимания аудитории. Суть «Шримад-Бхагаватам» в том виде, в котором она изложена Махараджей Парикшитом его матери, составляет конечный итог ведического знания.

ТЕКСТЫ 24 – 25

экадатиртха-мурдханйе

прайаге муни-пунгавах

магхе пратах крита-снанах

шри-мадхава-самипатах

упавишта мудавишта

манйаманах критартхатам

кришнасйа дайито `сити

шлагханте сма параспарам

экада – однажды; тиртха-мурдханйе – в лучшем из мест паломничества; прайаге – в Праяге; муни-пунгавах – возвышенные мудрецы; магхе – в месяце Магха; пратах – после восхода Солнца; крита-снанах – совершив омовение; шри-мадхава – Шри Мадхавы; самипатах – напротив; упавиштах – сидели; муда авиштах – исполненные счастья; манйаманах – считая; крита-артхатам – что цель их жизни достигнута; кришнасйа – Кришны; дайитах – снискавшие милость; аси – вы; ити – так; шлагханте сма – они восхваляли; параспарам – друг друга.

Однажды, в месяц Магха, в Праяге – лучшем из места паломничества, собралась группа возвышенных мудрецов. Они совершили омовение и счастливо уселись перед Божеством Шри Мадхавы. Чувствуя удовлетворение, как если бы цель их жизни была достигнута, они восхваляли друг друга, говоря: «Господь Кришна милостив к тебе».

КОММЕНТАРИЙ: Эти мудрецы из Праяга были искренними преданными Кришны. Никому из них не нравилось слушать прославления в свой адрес, поэтому каждый пытался перенаправить похвалу кому-то другому. Ценя друг в друге хорошие качества, они могли честно сказать: «Ты – самый дорогой Господу преданный». Когда вайшнавы дружат между собой подобным образом, их общество процветает.

Праяг называют тиртха-мурдханйа, главным из святых мест, поскольку этот город расположен на слиянии рек Ганги и Ямуны. Мудрецы были там в месяц Магха (январь – февраль) – в самое благоприятное время для омовения. Даттатрея, воплощение Личности Бога, объяснил:

врата-дана-тапобхиш ча

на татха прийате харих

магхе маджджана-матрена

йатха принати мадхавах

«Верховный Господь Мадхава не так доволен обетами, благотворительностью или суровой аскезой, как тем, что человек просто омывается в месяц Магха» («Падма Пурана», Уттара-кханда, 126.8). Шри Мадхава – главное Божество Праяга-тиртхи. Совершив омовение, мудрецы расселись напротив Господа Мадхавы, чувствуя себя счастливыми от того, что находятся в обществе друг друга, в таком священном месте и в столь хорошее

Навигация:

Страница 15
Страница 14
-- Страница 13 --
Страница 12
Страница 11