присутствии всех собравшихся.
Как бы то ни было, когда враджаваси видят Его, они полностью забывают о своих телах и обо всем, что с ними связано – о семье, своем положении в обществе, своих обязанностях и прочем. Они забывают обо всех планах, которые могли прежде строить как на будущее, так и на следующую жизнь. Итак, поскольку враджаваси, получив возможность видеть Кришну снова, наверняка утратят связь с реальностью, Кришна не видит ни малейшей надежды на то, что их можно вернуть в нормальное состояние просто вернувшись к ним. Если Он вернется, их состояние станет от этого только хуже.
ТЕКСТ 96
дриште ’пи шамйен майи тан на духкхам
виччхеда-чинтакулитатманам ваи
харшайа тешам крийате видхир йо
духкхам са садйо дви-гуни-кароти
дриште – если буду видим; апи – и; шамйет – будут успокоены; майи – Меня; тат – это; на – не; духкхам – горе; виччхеда – в разлуке; чинта – из-за беспокойства; акулита-атманам – тех, чьи умы обеспокоены; ваи – поистине; харшайа – ради счастья; тешам – их; крийате – сделано; видхих – все необходимое; йах – что; духкхам – несчастье; сах – оно; садйах – сразу; дви-гуни – в два раза большим; кароти – делает.
Поэтому их боль не уменьшится даже если они будут видеть Меня. Их сердца будут поглощены мыслями о разлуке со Мной, и потому что бы Я ни делал ради их счастья, это лишь будет удваивать их горе.
КОММЕНТАРИЙ: Пребывая в трансе разлуки, преданные Враджи не ведают ничего, кроме Кришны. Их экстаз настолько глубок, что, памятуя о Кришне, они как естественное следствие этого физически видят Его перед собой. Для других чистых преданных, чья любовь к Кришне не находится на том же уровне совершенства, восприятие Его внешне и внутренне суть раздельны. Дхрува, к примеру, сосредотачивал Свой ум на Господе Вишну в глубокой медитации, но его внутреннее видение Господа не распространялось в видение Его вовне, как было в случае с гопи. Лишь когда Господь Вишну появился перед Дхрувой, чтобы предложить ему особую милость, Господь исчез из сердца Дхрувы и тогда проявил Себя внешне. Как то описано в Четвертой Песни «Шримад-Бхагаватам», (4.9.2):
са ваи дхийа йога-випака-тиврайа
хрит-падма-коше спхуритам тадит-прабхам
тирохитам сахасаивопалакшйа
бахих-стхитам тад-авастхам дадарша
«Сверкающая, как молния, форма Господа, на которой Дхрува Махараджа, достигший совершенства в йоге, полностью сосредоточил свой ум, внезапно исчезла. Это смутило Дхруву и вывело его из состояния медитации. Но едва он открыл глаза, как увидел, что тот же самый Верховный Господь, которого он только что созерцал в своем сердце, стоит перед ним».
Красота Кришны во всей полноте, которой и наслаждаются враджаваси – высшее достижение на пути духовного совершенствования. Поэтому можно было бы предположить следующее: если бы Кришна предстал перед враджаваси еще раз, их состояние несомненно бы улучшилось. Да, это, возможно, и так, но чтобы прийти в себя после мук разлуки, потребуется значительное время. И за это время у враджаваси, которые будут думать о том, что Кришна опять может покинуть их, может начаться рецидив транса разлуки. Поэтому, считает Кришна, Его возвращение к ним лишь заставит их страдать еще больше.
Болезненная тревога в разлуке с Кришной повергает атмы враджаваси – то есть их сердца, их тела и сам смысл их жизни – в смятение. Если человек не ест на протяжение долгого времени, жизненные ресурсы его тела истощаются, и даже когда он начинает есть опять, ему требуется определенное время, чтобы восстановиться. Человек не приходит в норму просто если перед ним поставить тарелку с едой. Ему следует есть, причем так, чтобы не заболеть больше прежнего, и выждать определенное время, с тем чтобы питательные элементы были разнесены по всему телу. Подобным же образом, – думает Кришна, – враджаваси не восстановятся просто если увидят Меня. Им потребуется наслаждаться играми со Мной, и не какое-то короткое время, но так долго, как то потребуется, чтобы выполнить их желания. Мне кажется это нереальным, поскольку Мне приходится заботиться о куче разных дел в других местах. Мне не под силу излечить их».
Если даже Кришна беспокоится безосновательно, то – хотя у Него есть желание вылечить враджаваси от недуга разлуки, возвратившись к ним, – они все равно будут поддаваться тревоге, думая о том, что Кришна может бросить их опять. Их тревога, которая является неотъемлемой экзистенциальной частью их жизни, неизлечима с помощью одного лишь личного даршана Кришны. Кришна указывает словом вай, что знает это из собственного опыта с преданными Вриндавана, да и преданные в Двараке, участвующие в разговоре, тоже знают это. Как рассказывает Шукадева Госвами в Шримад Бхагаватам в последней главе Десятой Песни (10.90.15), царицы горевали после того, как закончили свои игры в воде с Кришной:
курари вилапаси твам вита-нидра на шеше
свапити джагати ратрйам ишваро гупта-бодхах
вайам ива сакхи каччид гадха-нирбхинна-чета
налина-найана-хасодара-лилекшитена
«О птица курари, ты плачешь в ночи. Где-то в этом мире Верховный Господь спит в сокровенном месте. А вот ты не спишь, мой друг, и