Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 190 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 190

Те из них, чья жизнь целиком и полностью посвящена исполнению обязанностей, предписанных Ведами, могут достичь освобождения, когда их наслаждения плодами благочестия закончатся. Для тех, кто еще не совсем отрекся от материальных желаний, есть два пути постепенного освобождения. Один из них заключается в том, чтобы долгое время утонченно наслаждаться на планетах Махар, Джанас, Тапас и Сатья, а затем, когда настанет время окончательного уничтожения вселенной, обрести освобождение вместе с Господом Брахмой. Другой же – постепенный путь, описанный в Упанишадах и «Веданта-сутре» и известный как «Арчир-ади». На этом пути постепенного восхождения душа последний раз путешествует по высшим сферам вселенной, наслаждаясь на каждом из нескольких промежуточных уровней во все более и более тонких телах, пока не достигает освобождения.

Карми, которые не идут к освобождению, какое-то время наслаждаются в раю, а затем возвращаются назад, на низшие планеты, чтобы снова трудиться ради материальных благ. Шри Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (9.20-21):

траи-видйа мам сома-пах пута-папа

йаджнаир иштва свар-гатим прартхайанте

те пунйам асадйа сурендра-локам

ашнанти дивйан диви дева-бхоган

те там бхуктва сварга-локам вишалам

кшине пунйе мартйа-локам вишанти

эвам трайи-дхармам анупрапанна

гатагатам кама-кама лабханте

«Те, кто изучает Веды и пьет сок сомы в надежде попасть на райские планеты, тоже по-своему поклоняются Мне. Смыв с себя последствия прошлых грехов, они рождаются на благочестивой райской планете Индры, где наслаждаются радостями, доступными только небожителям. Изведав райских удовольствий и исчерпав запас благочестивой кармы, они вновь возвращаются на бренную землю. Так те, кто следует законам трех Вед ради удовлетворения собственных чувств, получают в награду только череду рождений и смертей».

Если человек просто достигает высших планет вселенной, это еще не гарантирует ему освобождения из круговорота рождения и смерти. Нужно отбросить все материальные желания. Шри Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (8.16): а-брахма-бхуванал локах/ пунар-авартино `рджуна: – «Все планеты материального мира, от высшей и до низшей, – это юдоль страданий, где каждый вынужден снова и снова рождаться и умирать». Только те, кто полностью отдает себя бескорыстной деятельности, могут обрести освобождение вместе с Брахмой:

брахмана саха те сарве

сампрапте пратисанчаре

парасйанте критатманах

правишанти парам падам

«В конце жизни Брахмы, когда вселенная подвергается окончательному разрушению, те, кто достиг успеха в духовной жизни, входят в высшую обитель вместе с Брахмой».

ТЕКСТ 12

кечит крамена мучйанте

бхоган бхуктварчир-адишу

лабханте йатайах садйо

муктим джнана-пара хи йе

кечит – некоторые; крамена – на стадиях; мучйанте – достигают освобождения; бхоган – удовольствиями; бхуктва – наслаждаясь; арчих-адишу – в сфере огня и так далее; лабханте – достигают; йатайах – совершающие аскезу; садйах – быстро; муктим – освобождения; джнана-парах – посвятившие себя духовной науке; хи – непременно; йе – кто.

Некоторые наслаждаются в высших сферах вселенной, таких как царство огня, и достигают освобождения постепенно, шаг за шагом. Аскеты же, полностью посвятившие себя духовной науке, обретают освобождение быстро.

КОММЕНТАРИЙ: Те, кто хорошо знаком с практикой йоги, могут следовать по пути Арчир-ади. Первой целью на этом пути является Арчис – область, управляемая богом огня. За ней следуют другие сферы, такие как круг Шишумары. Во Второй Песни «Шримад-Бхагаватам» (2.2.24-31) Шри Шукадева Госвами подробно описывает восхождение йога по пути Арчир-ади:

ваишванарам йати вихайаса гатах

сушумнайа брахма-патхена шочиша

видхута-калко `тха харер удастат

прайати чакрам нрипа шаишумарам

«О царь, когда мистик по светящейся Сушумне проходит Млечный Путь и достигает высшей планеты (Брахмалоки), он сначала попадает на Вайшванару – планету бога огня, где полностью очищается от скверны, а затем поднимается еще выше, к кругу Шишумары, чтобы вступить в общение с Господом Хари, Личностью Бога».

тад вишва-набхим тв ативартйа вишнор

анийаса вирадженатманаиках

намаскритам брахма-видам упаити

калпайушо йад вибудха раманте

«Шишумара – это ось, вокруг которой вращается вся вселенная. Ее называют пупком Вишну [Гарбходакашайи Вишну]. Только йог может выйти за пределы круга Шишумары и достичь той планеты [Махарлоки], где чистые святые – Бхригу и другие – наслаждаются жизнью, длящейся 4 300 000 000 солнечных лет. Этой планете поклоняются даже святые, достигшие трансцендентного уровня».

атхо анантасйа мукханалена

дандахйаманам са нирикшйа вишвам

нирйати сиддхешвара-джушта-дхишнйам

йад дваи-парардхйам тад у парамештхйам

«Во время окончательного уничтожения вселенной из уст Ананты вырывается пламя. Йог видит, как все планеты вселенной сгорают дотла, и на небесных кораблях великих чистых душ отправляется на Сатьялоку. Продолжительность жизни на Сатьялоке составляет 15 480 000 000 000 лет».

на йатра шоко на джара на мритйур

нартир на чодвега рите куташчит

йач чит тато `дах крипайанидам-видам

дуранта-духкха-прабхаванударшанат

«На этой планете – Сатьялоке – нет ни скорби, ни старости, ни смерти. Ее обитатели не знают, что такое страдания, и потому ничто не омрачает их жизнь, если не считать того, что временами сознание заставляет их испытывать сострадание к тем, кому неизвестно о преданном служении и кто испытывает невыносимые страдания в материальном мире».

тато вишешампратипадйа нирбхайас

тенатманапо `нала-муртир атваран

джйотир-майо вайум упетйа кале

вайв-атмана кхам брихад атма-лингам

«Попав на Сатьялоку, преданный обретает особую способность – без страха входить в тонком теле в субстанции, состоящие из элементов, которые образуют грубое тело. Так одну за другой он проходит через оболочки, состоящие из земли, воды, огня, света, воздуха,