Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 192 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 192

поместив их в свое сердце» (Бхаг., 2.2.17-18).

тасмаи сва-локам бхагаван сабхаджитах

сандаршайам аса парам на йат-парам

вйапета-санклеша-вимоха-садхвасам

сва-дриштавадбхир пурушаир абхиштутам

правартате йатра раджас тамас тайох

саттвам ча мишрам на ча кала-викрамах

на йатра майа ким утапаре харер

ануврата йатра сурасурарчитах

«Аскеза, которую совершал Брахма, доставила Личности Бога огромное удовлетворение. Поэтому Господь явил его взору Свою обитель, Вайкунтху, высшую из планет. Этой трансцендентной обители Господа поклоняются все, кто познал себя и избавился от страданий и страхов иллюзорного бытия. В духовном мире нет гун страсти и невежества, будь то в чистом или смешанном виде. Нет в нем и мирской благости, оскверненной примесью низших гун. На него не распространяется влияние времени или Майи. Там живут одни только чистые преданные Господа, его спутники, которым поклоняются и полубоги, и демоны» (Бхаг., 2.9.9-10).

ити санчинтйа бхагаван

маха-карунико харих

даршайам аса локам свам

гопанам тамасах парам

сатйам джнанам анантам йад

брахма-джйотих санатанам

йад дхи пашйанти мунайо

гунапайе самахитах

«Тогда, серьезно обдумав положение, в котором оказались пастухи, всемилостивый Верховный Господь Хари явил им Свою обитель, что лежит за пределами материальной тьмы. Господь Кришна явил им нетленное духовное сияние, беспредельное, сознающее и вечное. Это духовное бытие созерцают погруженные в транс мудрецы, когда сознание их освобождается от влияния материальной природы» (Бхаг., 10.28.14-15).

Аналогичным образом здесь, в стихах с 14 по 19 Уттара в общих чертах объясняет природу трансцендентного бытия Вайкунтхи. Безличное сияние Господа – лишь слабый отблеск духовной атмосферы Вайкунтхи, представляющей собой наиболее полное проявление Абсолютной Истины.

Восстановив свои личные взаимоотношения с Господом, чистые вайшнавы достигают Вайкунтхи. Имперсоналисты же в лучшем случае входят в сияние брахмаджьоти, где осознают свое вечное бытие, не ведая при этом о своих взаимоотношениях с Господом и о том блаженстве, которое приносит служение Ему, отвечающее этим взаимоотношениям. Иными словами, атмосфера Вайкунтхи представляет собой во много раз «усиленную» разновидность неба брахмаджьоти. А значит жизнь, которой наслаждаются там преданные Господа, намного прекрасней, чем блаженство тех, кто слился с сиянием безличного Брахмана. По сравнению с жизнью на Вайкунтхе это блаженство кажется ничтожным.

ТЕКСТ 15

татра шри-кришна-падабджа-

сакшат-сева-сукхам сада

бахудханубхавантас те

раманте дхик-критамритам

татра – там; шри-кришна – Шри Кришны; пада-абджа – у лотосных стоп; сакшат – непосредственного; сева – служения; сукхам – счастье; сада – всегда; бахудха – множеством способов; анубхавантах – испытывая; те – они; раманте – наслаждаются; дхик-крита – в котором кажется проклятием; амритам – нектар бессмертия.

Чистые преданные, живущие на Вайкунтхе, всегда наслаждаются тем разнообразием счастья, которое приносит им непосредственное служение лотосным стопам Шри Кришны. По сравнению с этим нектар освобождения кажется проклятием.

КОММЕНТАРИЙ: Для жителей Вайкунтхи Бог – не какая-то далекая абстракция. Они всегда видят Его и служат Ему лично. Это служение никогда не кажется им скучным или унизительным и приносит полное блаженство.

ТЕКСТ 16

джнана-бхактас ту тешв эке

шуддха-бхактах паре `паре

према-бхактах паре према-

парах прематурах паре

джнана-бхактах – преданные, имеющие склонность к накоплению знания; ту – но; тешу – среди них; эке – некоторые; шуддха-бхактах – чистые преданные; паре – другие; апаре – другие; према-бхактах – преданные, обладающие любовью к Богу; паре – другие; према-парах – преданные, обладающие исключительной любовью к Богу; према-атурах – преданные, мучительно одержимые любовью к Богу; паре – другие.

Среди преданных Верховного Господа некоторые имеют склонность к познанию, а некоторые являются чистыми преданными. Есть и такие, которые любят Бога, а также те, кто погружены в любовь к Богу, и те, кем мучительно овладела любовь к Богу.

КОММЕНТАРИЙ: Любовь к Богу в сердцах вайшнавов может развиться в разной степени, поэтому в каждой своей конкретной жизни они достигают разных целей. Преданное служение гьяна-бхакт смешано со стремлением к знаниям. Их интересы направлены на такие предметы, как величие преданности лотосным стопам Верховного Господа. По их мнению, преданное служение состоит из девяти видов деятельности в рамках садхана-бхакти. Примером такого вайшнава является Бхарата Махараджа, сын Господа Ришабхадевы. Следующая категория преданных – это шуддха-бхакты. Все, что им нужно, – это преданное служение Личности Бога без всякой примеси кармической деятельности, знания или отречения. Типичный пример шуддха-бхакты – Амбариша Махараджа. В сердце према-бхакт, таких как Хануман, живет зрелая экстатическая любовь. Они всегда усердно и с воодушевлением служат Господу, и все, что их интересует, – это любовь, близкое общение с Ним и возможность служить, которую они обретают у лотосных стоп своего любимого верховного повелителя. Еще одна группа преданных – это према-пара-бхакты, такие как Шриман Арджуна и его братья. Им не интересен процесс бхакти сам по себе; они хотят только премы, экстатической любви к Господу. По Его беспричинной милости в их сердцах пробуждается абсолютно чистая према самого высокого качества. Она связывает таких преданных веревками желания видеть Господа, по-дружески беседовать с Ним и наслаждаться другими проявлениями близких взаимоотношений. И, наконец, есть прематура-бхакты, к которым относятся Ядавы во главе со Шриманом Уддхавой. Они постоянно охвачены блаженством премы и испытывают сильное желание насладиться всеми ее метаморфозами и связанными с ней разновидностями экстаза.

Хотя каждый житель Вайкунтхи обладает премой, следует признать,