Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 194 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 194

писаниях говорится:

йа йатха бхуви вартанте

пурйо бхагаватах прийах

тас татха санти ваикунтхе

тат-тал-лилартхам адритах

«На Земле много священных городов, дорогих сердцу Личности Бога, и все они есть на Вайкунтхе. Там их почитают за то, что они играют важную роль в различных играх Господа».

Мать Уттара говорит так, словно освобожденные души, обитающие на Вайкунтхе, представляют все пять разновидностей вайшнавов – гьяна-бхакт, шуддха-бхакт, према-бхакт, према-пара-бхакт и прематура бхакт. На самом же деле она не особо уверена в своих словах, ибо, насколько она понимает, преданные на Вайкунтхе не делятся на такие категории.

ТЕКСТ 20

парам каштхам гатам тат-тад-

раса-джатийаточитам

атхапи раса-крит-тадриг-

бхактанам асту ка гатих

парам – конечного; кастхам – предела; гатам – достигли; тат-тат – каждый лично для себя; раса – трансцендентных взаимоотношений; джатийата – в соответствии с настроением; учитам – соответствующим; атха апи – тем не менее; раса-крит – того, кто исполняет танец раса (Кришны); тадрик – таких; бхактанам – преданных; асту – должна быть; ка – какая; гатих – цель.

Каждый из них достиг высшего предела счастья в своей собственной разновидности экстатических взаимоотношений с Господом. Но какой обители удостаиваются те особые преданные, что служат Господу, исполняющему танец раса?

КОММЕНТАРИЙ: Кто-то может спросить: «Но если на Вайкунтхе существует иерархия и преданные делятся на более и менее возвышенных, значит лишь некоторые из них полностью счастливы. Разве это нормально? Разве преданные Господа, особенно те, кто достиг Вайкунтхи, не превосходят тех, кто просто обрел освобождение? Разве не наслаждаются они наивысшим счастьем, затмевающим счастье освобождения?»

В данном стихе содержится ответ на это сомнение. Все жители Вайкунтхи наслаждаются несравненным счастьем, но какая-то градация счастья там все же существует, ибо каждый преданный испытывает особое сочетание экстатических эмоций, составляющее его личное настроение преданности, расу. Поэтому вполне естественно, что в соответствии со своей стхайи-бхавой (преобладающим настроением экстатической расы) преданный обретает конкретную степень и разновидность счастья. При этом каждый думает, что именно его счастье полно и совершенно, ибо оно точно соответствует его личности.

Признав это, мать Уттара высказывает собственное сомнение относительно преданных Кришны, чья спонтанная любовь к Господу превосходит все остальные разновидности премы. Есть ли на Вайкунтхе особое место, где эти преданные могут наслаждаться высшим счастьем, которого заслуживают?

За вопросом Уттары скрывается следующий смысл. Шуддха-бхакты, поклоняясь Верховному Господу, испытывают больший экстаз, чем гьяна-бхакты. Но, хотя преданные на Вайкунтхе состоят в иерархии, которая обычно приводит к зависти, ссорам и другим видам вражды, они свободны от зависти и прочих недостатков, являющихся причиной страданий и скорби. Не обладая такой чистотой, они не смогли бы жить на Вайкунтхе. Пребывая в возвышенном состоянии премы, эти преданные испытывают друг к другу любовь и привязанность, а поклонение Господу приносит им постоянно растущее счастье.

Как уже упоминалось, шуддха-бхакты, чья преданность Господу не зависит от радостей жизни на Вайкунтхе, занимают более высокое положение, чем гьяна-бхакты, которые обусловлены сильнее. А если так, то что можно сказать о положении преданных, которые еще более возвышены? Как насчет лучших слуг Господа, према-бхакт, безразличных к любым заботам о себе? Как насчет Его лучших друзей, према-пара-бхакт, пользующихся Его особой беспричинной милостью? А как быть с теми, кто Ему ближе и дороже всех, прематура-бхактами, которых связывают с Господом самые тесные взаимоотношения и которые живут лишь для того, чтобы радовать Его? Что за особое место на Вайкунтхе предназначено для этих несравненных преданных?

В «Сканда Пуране» говорится, что на Вайкунтхе есть такие особые области. Как упоминалось выше, на Вайкунтхе есть трансцендентные города, такие как Айодхья и Дварака, и, подобно своим «двойникам» на Земле, они населены личными спутниками Верховного Господа и полны предметов, связанных с Ним. В этих городах, которые по своему положению превосходят все прочие места, всегда присутствует Господь в Своих самых прекрасных формах. Так, в области Вайкунтхи, называемой Айодхьей, преданные, находящиеся на том же уровне, что и Хануман, постоянно видят Господа династии Рагху, Рамачандру, которого сопровождают Шри Сита, Лакшмана и остальные Его приближенные. Эти преданные продолжают наслаждаться счастьем служения Ему, как это было, когда они сопровождали Господа в Его земных играх, и все их желания полностью удовлетворены, насколько это возможно. Аналогичным образом в Двараке, что находится на Вайкунтхе, преданные, такие как Шри Юдхиштхира и его семья, поклоняются Кришне как любимому сыну Деваки, другу Арджуны, младшему брату Баларамы и возлюбленному Рукмини и Сатьябхамы. Пандавы продолжают служить Кришне в своих домах, с теми же дружескими чувствами, с какими служили Ему во время нисхождения Господа на Землю. В той же Двараке живут Ядавы, в числе которых есть возвышенные души, подобные Уддхаве. Они поклоняются и служат Кришне как своему господину, ценя Его больше своих богатств, могущества и даже самой жизни. Их чистая любовь без конца претерпевает различные метаморфозы, и Ядавы, чье внутреннее и внешнее сознание переполнено блаженством, испытывают такое счастье, какое только могут пожелать.

На Вайкунтхе эти преданные наслаждаются жизнью, как это было на Земле, где они