Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 195 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 195

присутствовали со своим любимым Господом и где им выпала несравненная удача служить Его лотосным стопам, пользоваться Его милостью, ощущать вкус чистой любви к Нему и участвовать в Его играх. Но то, что игры Господа на Земле и на Вайкунтхе имеют такие общие черты, не умаляет величия духовного мира, поскольку и в материальном, и в духовном мире все преданные Господа являются объектами Его бесконечного сострадания. Даже если одни вайшнавы занимают более, другие – менее высокое положение, эти различия бледнеют перед невообразимо желанным, всепоглощающим экстазом чистой любви к Богу.

Однако следует признать, что в разновидностях преданного служения существует естественная иерархия. Поскольку гьяна-бхакты питают некоторую привязанность к познанию, чистый экстаз премы не развивается в их сердцах, даже когда они живут на Вайкунтхе. Трансцендентное счастье, которого они заслуживают, по большей части ограничивается их мыслительной деятельностью. Шуддха-бхакты испытывают большее счастье, которое оживляет все их чувства, когда они слушают и поют о Господе, вспоминают о Нем и так далее. Счастье, которым наслаждаются према-бхакты, еще сильнее. Оно охватывает все их внутренние и внешние чувства, ибо, созерцая Господа и служа Ему разными способами, они постоянно с любовью размышляют о Нем. Према-пара-бхакты наслаждаются вкусом счастья еще более высокого уровня, черпая его в дружеских отношениях с Господом, в непринужденных беседах с Ним, а также в интенсивных переживаниях разлуки и встречи с Кришной. Это трансцендентное счастье охватывает все их существо. Что касается прематура-бхакт, они познали высший предел счастья. Их мысли охвачены нескончаемым и необыкновенно сильным предвкушением, питаемым любовью: как они увидят Господа, как будут участвовать в Его играх и снова и снова обмениваться с Ним проявлениями личной привязанности. Каждый миг их бытия переполнен этим счастьем, и оно всегда превосходит их лучшие ожидания.

Таким образом, поскольку разные уровни садханы приводят к разным степеням совершенства, не вызывает сомнений, что на Вайкунтхе, где счастье достигает своих крайних пределов, некоторые преданные наслаждаются большим счастьем, а некоторые – меньшим. И, в конечном счете, те, кто занят наивысшим видом преданного служения Господу, достигают верха совершенства – блаженства, известного лишь тем, чья любовь всецело сосредоточена на лотосных стопах божественного возлюбленного гопи. Другие преданные занимают по отношению к ним более низкое положение. Каждый житель Вайкунтхи, независимо от настроения своей преданности, счастлив, когда следует зову сердца в своих отношениях с Господом; он чувствует, что с этим счастьем ничто не сравнится. Такова природа Вайкунтхи. Но Уттаре интересно, какая особая обитель ожидает самых необыкновенных преданных Господа, чье сердце переполнено спонтанной любовью к лотосным стопам Шри Нанда-кишоры.

ТЕКСТ 21

йе сарва-наирапекшйена

радха-дасйеччхавах парам

санкиртайанти тан-нама

тадриша-прийата-майах

йе – кто; сарва – ко всему; наирапекшйена – с безразличием; радха-дасйа – служения Шри Радхе; иччхавах – желая; парам – только; санкиртайанти – они повторяют; тат – Его; нама – имя; тадриша – такой; прийата – с любовью; майах – полной.

Они повторяют Его имена и исполнены необыкновенной любви к Нему. Безразличные ко всему остальному, они хотят лишь одного: стать слугами Шри Радхи.

КОММЕНТАРИЙ: Преданные Шри Радхи – те, кого Господь Мадана-гопала любит больше всех, – отнюдь не имперсоналисты, лишенные желаний. Они абсолютно уверены, что, если Шри Радхика признает их Своими слугами, все их желания исполнятся, и даже более того. Возможность служить Шри Радхе – редчайшая из возможных целей жизни, и вполне закономерно, что получить такую привилегию можно, лишь следуя самым возвышенным методам садханы. А именно, порадовать Ее Божественную Милость можно только при помощи особого жертвоприношения – чистого повторения имени Шри Раса-расики, героя танца раса. Слуги Шри Радхи всегда мелодично и громко поют нежными голосами имена Кришны. Такие преданные вполне заслуживают того, чтобы выполнять столь возвышенное служение, ибо их сердца наполняет во всем своем величайшем разнообразии спонтанная экстатическая любовь к Кришне.

ТЕКСТ 22

анйесам ива тешам ча

прапйам чед хрин на трипйати

ахо нанда-йашодадер

на сахе тадришим гатим

анйешам – других; ива – подобно; тешам – их; ча – и; прапйам – достигнутое; чет – если; хрит – мое сердце; на трипйати – не удовлетворится; ахо – о; нанда-йашода-адех – Нанды, Яшоды и других; на сахе – я не могу стерпеть; тадришим – такую; гатим – цель.

Если окажется, что эти особенные преданные обретают лишь то же совершенство, что и другие, в моем сердце останется неудовлетворенность. Неужели такие преданные, как Нанда и Яшода, достигли той же самой цели? Сама мысль об этом для меня нестерпима.

КОММЕНТАРИЙ: Кто-то может предположить, что и Шри Матхура-пури находится на Вайкунтхе, подобно Айодхье и Двараке. Поэтому у преданных Радхи и Кришны на Вайкунтхе может быть и своя Гокула, где они наслаждаются играми с Господом, испытывая при этом большее счастье, чем Ядавы, подобно тому, как Ядавы счастливее Пандавов. Но Уттара не удовлетворена таким предположением. Она не может смириться с тем, что преданные из Гокулы относятся к той же категории, что и другие, обычные вайшнавы.

ТЕКСТ 23

вивидханам махимнам хи

йатра каштхах парах парах

котинам парйавасйанти

самудре сарито йатха

вивидханам – различных; махимнам – совершенств; хи