Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 196 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 196

– непременно; йатра – в ком; каштхах – пределы; парах парах – самые крайние; котинам – миллионы; парйавасйанти – накапливаются; самудре – в океане; саритах – реки; йатха – как.

В этих преданных стекаются неисчислимые и разнообразные совершенства, подобно рекам, бегущим в океан.

КОММЕНТАРИЙ: В преданных из Гокулы полностью проявлены все совершенства во всем их многообразии. Эти преданные непревзойденно красивы, очаровательны, изящны. Они наделены ценными достоинствами: верны религиозному долгу, богаты, могут услаждать чувства, и, кроме того, обладают отречением, теоретическим и практическим знанием, преданностью и чистой любовью к Богу. Все эти совершенства присутствуют в них в высшей возможной для ограниченных живых существ степени. Всякий раз, когда в «Шри Брихад-Бхагаватамрите» прославляются преданные, по уровню находящиеся ниже обитателей Гокулы, это делается для того, чтобы оттенить величие гокулаваси и продемонстрировать, что все разнообразные совершенства в конечном итоге стекаются к ним, подобно тому, как воды всех рек рано или поздно собираются в океане.

ТЕКСТ 24

тад-артхам учитам стханам

экам ваикунтхатах парам

апекшитам авашйам сйат

тат пракашйоддхарасва мам

тат-артхам – поэтому; учитам – подходящее; стханам – место; экам – одно; ваикунтхатах парам – за Вайкунтхой; апекшитам – предполагается; авашйам – конечно; сйат – должно быть; тат – это; пракашйа – открыв; уддхарасва – сообщи; мам – мне.

Поэтому, несомненно, для них должно существовать подходящее место за пределами Вайкунтхи. Пожалуйста, расскажи мне о нем и избавь от сомнений.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе мать Уттара окончательно формулирует свою просьбу. Она пришла к выводу, что существует некое место, превосходящее даже Вайкунтху, в котором наслаждаются преданные, подобные Шри Нанде и Яшоде. Это место должно обладать определенными свойствами. Например, там не должно быть представления о Господе как о верховном всемогущем повелителе (иначе говоря, духа почтения и благоговения). Это место должно быть свободно от недостатков, которые могли бы помешать росту экстатической любви. Его не должны видеть те, кто склонен к накоплению сухого знания. Туда должны иметь доступ лишь те любимые слуги Господа, которые оказались во власти премы, невиданной ни в этом, ни в любом другом мире. Это место должно быть средоточием всего притягательного, местом, где во всей полноте проявлено неповторимое, неописуемое блаженство трансцендентной расы. Оно должно быть слаще сладкого, лучше самого лучшего. Описать его под силу только великим святым, которые всегда наслаждаются вкусом лотосных стоп Шри Кришны, святым, подобным Нараде, ибо он, несомненно, воспевает славу этого места, подыгрывая себе на вине. «Такое особенное место непременно должно существовать, – думает Уттара, – но поскольку оно скрыто от посторонних, а я не слишком разумна, мне не под силу выявить его сущность». Поэтому, сбившись с пути в океане скорби, в волнах сомнений, в мощных течениях замешательства, она просит своего сына, Парикшита, явить ей это место, описав его на словах. Сделав это, он вытащит ее из океана печали.

Конечно, благословенный округ Матхура – лучшее из всех мест – уже проявлен на Земле и наверняка может обеспечить Шри Нанде и другим необыкновенное счастье от участия в удивительных играх Господа. Но Уттару терзают сомнения, ибо эта Матхура находится в материальном мире. Поэтому она спрашивает, нет ли другого трансцендентного места для игр Кришны и Его любимых преданных. Внешне нынешние обитатели земной Матхуры кажутся подверженными телесным изменениям: болезням, старости и смерти – а значит, пребывающими в сетях мирской иллюзии. Не заметно, чтобы земная Матхура немедленно даровала совершенство всякому, кто просто попадает в ее пределы, как это случается в обители Господа на Вайкунтхе. И Уттара сомневается, действительно ли земная Матхура является высшей целью человеческих усилий. И еще она подозревает, что во время разрушения вселенной или частичного уничтожения трех средних планетных систем округ Матхура может исчезнуть.

Этот вопрос Уттары очень тонок и потому сложен, но Парикшит постепенно ответит на него, рассказывая историю Гопа-кумара. Сначала он расскажет о том, что местом, которого достигают самые близкие преданные Кришны, является Шри Голока в духовном мире. Затем он поведает об исполненных блаженства играх Кришны, проходивших как на Голоке, так и на Земле, в Матхуре. Хотя эта Матхура находится в пределах материального мира, ее не затрагивает влияние иллюзии, как не затрагивает оно и Самого Верховного Господа и Его преданных, когда они нисходят сюда, и Его игры, когда они разворачиваются на этой планете. В одной из последующих глав «Шри Брихад-Бхагаватамриты» (2.5.55) Шри Нарада Муни скажет:

нана-видхас тасйа париччхада йе

намани лилах прийа-бхумайаш ча

сатйани нитйанй акхилани тадвад

эканй анекани ча тани виддхи

«Имена Господа, Его игры, Его любимые обители и все, что связано со служением Ему, может принимать разные формы. Знай же, что все эти явления вечно обладают истинным бытием, и при этом каждое из них едино и в то же время многообразно».

Йогамайя, духовная энергия Господа, устраивает все так, что нынешние обитатели Матхуры кажутся подверженными материальным изменениям. Она делает это для того, чтобы сбить с толку непреданных и доставить удовольствие слугам Господа. Точно так же она не дает