Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 193 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 193

что существуют разные уровни премы. Естественным совершенством, к которому приводит шуддха-бхакти, является према-бхакти. Према-бхакти выше, ибо преданные, достигшие уровня премы, обладают особыми качествами, которых нет у шуддха-бхакт. Выше према-бхакт находятся преданные према-пара, а еще выше – прематура.

ТЕКСТ 17

таратамйаватам эшам

пхале самйам на йуджйате

таратамйам ту ваикунтхе

катханчид гхатате на хи

таратамйа-ватам – на разных уровнях; тешам – этих; пхале – в результатах; самйам – подобие; на йуджйате – неуместно; таратамйам – иерархия; ту – однако; ваикунтхе – на Вайкунтхе; катханчит – так или иначе; гхатате на – не имеет места; хи – непременно.

Поскольку эти преданные находятся на разных уровнях, было бы неправильно, если бы они достигали одинаковых результатов. Но на Вайкунтхе нет никакой иерархии.

КОММЕНТАРИЙ: Пять уровней бхакти были бы неполными без существования все более и более высоких уровней наслаждения и осознания величия Бога. Не подобает совершенному и сострадательному ко всем Господу, Личности Бога, награждать одинаковыми результатами преданных, степень влечения которых к Нему разнится. Да и как могут все преданные Господа довольствоваться одним-единственным возможным видом взаимоотношений с Ним? Таким образом, возникает потребность в иерархии, упорядочивающей различные виды преданности и соответствующих настроений Господа, в которых Он отвечает на эту преданность. Но на Вайкунтхе не найти ничего подобного, поскольку атмосфера этого места полностью духовна.

ТЕКСТ 18

парйавасйати сарупйа-

самипйадау ча тулйата

на шруйате парам прапйам

ваикунтхад адхикам кийат

парйавасйати – результат приходит; сарупйа – в совершенстве обретения облика, подобного облику Верховного Господа; самипйа – в совершенстве, заключающемся в жизни поблизости от Верховного Господа; адау – и так далее; ча – и; тулйата – равенство; на шруйате – не было слышно; парам – другой; прапйам – цели; ваикунтхат – чем Вайкунтха; адхикам – выше; кийат – совсем.

Следовательно, среди преданных на Вайкунтхе царит равенство даже в особых совершенствах, существующих там (таких, как возможность жить рядом с Верховным Господом или обрести облик подобный Его облику). А есть ли какая-то цель выше, чем Вайкунтха, – неизвестно.

КОММЕНТАРИЙ: Кто-то может подумать, что, хотя все преданные на Вайкунтхе наслаждаются одинаковым блаженством служения Личности Бога, какую-то иерархию в существующих там занятиях выделить можно. И, похоже, что на Вайкунтхе для одних преданных игры Господа – Его господство над всем сущим и Его великолепие – проявлены более полно, чем для других. Аналогичным образом в материальном мире Господь глубже раскрывает себя тем преданным, которые поклоняются Ему посредством брахма-сатры (то есть жертвуя трансцендентное знание), чем тем, чье поклонение находится на более грубом уровне карма-сатры (обычного ритуального жертвоприношения). На Вайкунтхе некоторые преданные (такие, как привратники, охраняющие границы царства Бога) кажутся как будто посторонними по сравнению с теми, кто выполняет более сокровенное служение, например, массирует лотосные стопы Господа. Но, в конечном счете, все эти разновидности преданного служения на Вайкунтхе равны между собой, являя лишь небольшие колебания в настроении дасья-расы, почтения.

Многочисленные совершенства Вайкунтхи представляют собой равные проявления одного и того же настроения служения, составляющего их основу. К этим совершенствам относятся сарупья (обладание трансцендентным телом с четырьмя руками и другими чертами, подобными чертам Господа) и самипья (возможность жить рядом с Господом как один из Его спутников или слуг). Есть и другие подобные совершенства, на которые указывает в данном стихе окончание адау в слове самипйадау. К ним относятся такие достижения, как пост командующего армией Господа или положение Его личного слуги, массирующего Господу стопы или расчесывающего Ему волосы. Совершенства саюджьи, слияния с бытием Бога, достигают имперсоналисты; на Вайкунтхе его нет. Саюджья не является совершенством для преданных, представляя собой разновидность безличного освобождения. Даже демоны, которые ненавидят Господа, иногда получают саюджью в награду за то, что постоянно думали о Нем как о своем враге. Но любой, кто ощутил вкус преданного служения Верховному Господу, отвергает саюджью.

Кто-то может спросить: «Но не может ли преданный на Вайкунтхе достичь какого-нибудь особого совершенства благодаря своим исключительным достоинствам?» Нет, говорится в этом стихе. Поскольку Вайкунтха – это место, где исполняются все желания, там нечего достигать помимо тех совершенств, что уже и так легко доступны.

ТЕКСТ 19

тат-прадеша-вишешешу

сва-свабхава-вишешатах

сва-сва-прийа-вишешаптйа

сарвешам асту ва сукхам

тат – того (Вайкунтхи); прадеша-вишешешу – в конкретных областях; сва-свабхава – в соответствии со своей природой; вишешатах – индивидуальной; сва-сва-прийа – того, что дорого каждому; вишеша – лично; аптйа – тем, что достигли; сарвешам – всех; асту ва – конечно, есть; сукхам – счастье.

Конечно, все преданные в каждой из областей Вайкунтхи полностью счастливы, ибо достигли того, что желали в соответствии со своей индивидуальной природой.

КОММЕНТАРИЙ: Итак, слуги Господа в разных областях Вайкунтхи имеют возможность наслаждаться особыми преимуществами, каждый в соответствии со своим неповторимым настроением преданности. Но могут остаться сомнения относительно того, где живут самые близкие преданные Господа. В царстве Вайкунтхи есть несколько особых мест (таких как Айодхья или Дварака), где проявлены более сокровенные формы чистого преданного служения. Каждая обитель Господа на земле имеет свой изначальный прообраз в мире Вайкунтхи, являясь как бы его копией. В священных