Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 207 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 207

обликом? Какими особыми силами Он обладает и какие богатства может даровать Своим преданным?

ТЕКСТ 65

шри-ваишнава учух

сада сарватра васати

бахиш чанташ ча са прабхух

кашчин на садришас тена

катханчид видйате квачит

шри-ваишнавах учух – святые вайшнавы сказали; сада – всегда; сарватра – везде; васати – живет; бахих – снаружи; ча – и; антах – внутри; ча – и; сах – Он; прабхух – Господь; кашчит на – никто; садришах – не сравнится; тена – с Ним; катханчит – ни в чем; видйате – существует; квачит – где бы то ни было.

Святые вайшнавы сказали: Он – верховный повелитель. Он вечно живет повсюду, внутри и вне всего. Никто, нигде и ни в чем не может сравниться с Ним.

КОММЕНТАРИЙ: Все явления в материальном мире ограничены временем, пространством и сущностью. К примеру, личность в одном конкретно взятом теле имеет определенную продолжительность жизни. До и после этого ее в данном теле нет. Ее телесное существование во вселенной протекает на крохотном пространстве. Она может перемещаться из одного места в другое, но только в очень узких пределах. А сущность ее отделена от сущности любой другой личности или вещи. Но Господь Вишну – не обычное живое существо, ограниченное этими или другими рамками. Он пронизывает все время и пространство, а все индивидуальные существа и предметы также являются частью Его. Таков ответ на вопрос «Где Он живет?»

На вопрос «На кого Он похож?» вайшнавы отвечают, что Его ни с чем нельзя сравнить. Ни в этом мире, ни за его пределами, никто не обладает такой же красотой или другими личными качествами, какие есть у Него.

ТЕКСТ 66

сарвантар-атма джагад-ишварешваро

йах сач-чид-ананда-гхано мано-рамах

ваикунтха-локе пракатах сада васед

йах севакебхйах свам апи прайаччхати

сарва – всех существ; антах-атма – внутренняя сущность; джагат – вселенной; ишвара-ишварах – Бог богов; йах – кто; сат-чит-ананда – вечности, знания и блаженства; гханах – полное воплощение; манах-рамах – пленяя ум; ваикунтха-локе – в мире Вайкунтхи; пракатах – видимый; сада – всегда; васет – пребывает; йах – кто; севакебхйах – Своим слугам; свам – Себя; апи – даже; прайаччхати – дает.

Он – Сверхдуша, пребывающая в сердце каждого живого существа и Бог всех богов в этом мире. Он – всеприлекающее, концентрированное воплощение вечности, знания и блаженства. Он живет в мире Вайкунтхи, где Его всегда можно увидеть. А Своим слугам Он дает Самого Себя.

КОММЕНТАРИЙ: Ничего не зная о множестве аспектов личности Верховного Господа, брахман мог усомниться, как можно вручить себя тому, у кого нет конкретных свойств и места пребывания. Здесь вайшнавы заверяют его, что у Господа во многообразии есть и то, и другое. Он – Сверхдуша всей вселенной и каждого индивидуального живого существа. Таким образом Его величие проявляется и изнутри, и извне. Он – повелитель всех богов во множестве вселенных. Каким бы могуществом и какими бы достояниями ни обладали другие правители, у Господа они тоже есть, но в безграничной степени. Он – олицетворение Верховной Абсолютной Истины, а изначальное место Его пребывания – Вайкунтха. Хотя как Сверхдуша, пребывающая в каждом атоме, Он скрыт от взоров, Его достояния полностью проявлены в облике Господа Вайкунтхи, вид которого услаждает сердца преданных. Его красота, обаяние и другие трансцендентные качества, коим нет числа, привлекательны для всех. А ответом на вопрос: «Что Он может дать?» будет «Себя». Под этим вайшнавы подразумевают, что Господь может легко даровать человеку чистую преданность и вечную жизнь на Вайкунтхе, не говоря уж о четырех целях материальной жизни. Приставка пра- в слове прайаччхати говорит о том, что Он свободно дает все это и еще Себя. А это значит, что и Он, и Его слуги вместе омываются в нескончаемом потоке экстаза.

ТЕКСТ 67

шрути-смрити-стуйаманах

кенасйа махимочйатам

тад атра вачйаманани

пуранани мухух шрину

шрути – изначальными богооткровенными писаниями; смрити – и дополнениями к ним; стуйаманах – прославляемый; кена – кем; асйа – Его; махима – величие; учйатам – может быть описано; тат – поэтому; атра – здесь; вачйаманани – которые, были произнесены; пуранани – Пураны; мухух – внимательно; шрину – слушай.

Его прославляют шрути и смрити. Кому под силу описать Его величие? Но, пока ты здесь, пожалуйста, послушай те истории о Нем из Пуран, которые во множестве у нас рассказывают.

КОММЕНТАРИЙ: Святое место паломничества Праяг, царь всех тиртх, – самое подходящее место для того, чтобы слушать славу Верховного Господа из авторитетных источников – историй, записанных в Пуранах.

ТЕКСТ 68

мадхавам нама чалокйа

пратирупам джагат-прабхох

тато `чирад идам сарвам

парам ча джнасйаси свайам

мадхавам – Господу Мадхаве; нама – поклонись; ча – также; алокйа – глядя на; пратирупам – прямое проявление; джагат-прабхох – Господа Вселенной; татах – так; ачират – за короткое время; идам – это; сарвам – все; парам – больше; ча – и; джнасйаси – ты поймешь; свайам – сам.

Просто поклонись Господу Мадхаве и смотри на Него, непосредственное проявление Господа вселенной. И скоро ты сам поймешь все это и многое другое.

КОММЕНТАРИЙ: Господа