Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 214 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 214

и доволен, что встретил тебя. Теперь, пожалуйста, освободи эту жалкую душу.

КОММЕНТАРИЙ: В Праяге брахман обрел милость Шри Мадхавы, Вишвешвары и Камакхьи-деви, но лишь во Вриндаване он смог понять, насколько бесценна эта милость. Теперь он уверен, что Гопа-кумар так же хорош, как и Господь Мадана-гопал; иначе говоря, трансцендентные наставления Гопа-кумара смогут без труда вызволить его из океана сомнений и безбрежного океана материального существования.

ТЕКСТ 102

шри-парикшид увача

нишамйа садарам тасйа

вачанам са вйачинтайат

этасйа крита-критйасйа

джата пурнартхата кила

шри-парикшит увача – Шри Парикшит сказал; нишамйа – слушая; са-адарам – с почтением; тасйа – его; вачанам – слова; сах – он; вйачинтайат – думал; этасйа – об этом человеке; крита-критйасйа – кто сделал все, что должен был сделать; джата – пришел; пурна-артхата – полный успех в жизни; кила – в действительности.

Шри Парикшит сказал: С почтением выслушав речи брахмана, юный пастух подумал: «Этот человек сделал все, что должен был сделать. Жизнь его увенчалась полным успехом».

КОММЕНТАРИЙ: Слово адара обычно используется в смысле «почтение», однако может означать и «привязанность». С уважением к статусу гостя, который был брахманом из Матхуры, и особой симпатией к нему как к почитателю Шри Мадана-гопала, а значит – родственной душе, Гопа-кумара выслушал его. В текстах со 102 по 108 приводятся размышления Гопа-кумара о брахмане.

ТЕКСТ 103

кевалам тат-падамбходжа-

сакшад-икшавашишйате

тадж-джапе `рхати насактим

кинту тан-нама-киртане

кевалам – только; тат – Его; пада-амбходжа – лотосных стоп; сакшат – непосредственное; икша – созерцание; авашишйате – остается; тат – Его; джапе – к молчаливому повторению мантры; архати – он требует; на – не; асактим – привязанности; кинту – лучше; тат – Его; нама-киртане – к нама-санкиртане.

«Все, что ему осталось, – это непосредственно увидеть лотосные стопы Господа. Ему нужно развить привязанность не столько к уединенному повторению мантры Господа, сколько к санкиртане Его имен».

КОММЕНТАРИЙ: Вишну-мантры, полученные в вайшнавской сампрадае в процессе посвящения по методу «Панчаратрики», избавляют человека от иллюзии и даруют ему освобождение и доступ в неземную жизнь, наполненную преданным служением. Но высшего уровня чистой любви к Богу можно достичь не через панчаратрика-видхи, а через бхагавата-видхи, нама-санкиртану, бескорыстное поклонение именам Кришны. Некоторое время брахман из Прагджьотиша-пура успешно повторял десятисложную гопала-мантру, но только после того, как он услышал от Гопа-кумара шуддха-наму, он смог повторять те же самые имена Господа Гопала, находясь в совершенном сознании санкиртаны. Санкиртана, совершаемая без оскорблений и с неослабным вниманием, естественным образом развивается в спонтанное влечение к Кришне и любовное служение Ему.

ТЕКСТЫ 104 – 105

шриман-мадана-гопала-

падабджопасанат парам

нама-санкиртана-прайад

ванчхатита-пхала-прадат

тал-лила-стхала-палинам

шраддха-сандаршанадараих

сампадйаманан нитарам

кинчин настй эва садханам

шримат-мадана-гопала – Шримана Мадана-гопала; пада-абджа – лотосным стопам; упасанат – чем поклонение; парам – выше; нама-санкиртана-прайат – состоящее главным образом из нама-санкиртаны; ванчха-атита – выше всех ожиданий; пхала – плоды; прадат – которое дарует; тат – Его; лила – игр; стхала-палинам – многих мест; шраддха – с верой; сандаршана – созерцанием; адараих – с почтением; сампадйаманат – будучи завершен; нитарам – полностью; кинчит – никакого; на асти – нет; эва – совсем; садханам – способа практики.

«Несомненно, нет выше способа достичь совершенства, чем поклонение лотосным стопам Господа Мадана-гопала. Оно дарует результаты, которые намного превосходят все ожидания. Совершать его нужно главным образом через нама-санкиртану, испытывая при этом почтение и привязанность ко многим местам, где проходили игры Шри Гопала, – местам, которые человек должен регулярно посещать».

КОММЕНТАРИЙ: В таком случае, как же удалось брахману достичь такого прогресса на духовном пути? Все это благодаря тому, что он поклонялся Кришне, хоть и не регулярно. Он поклонялся Ему, не обладая твердой верой и не понимая, что делает, ибо вера и знание приходят к человеку только по особой милости чистых преданных Кришны. Но любое соприкосновение с Господом Кришной, высшей целью всего существования, гарантирует человеку достижение абсолютного совершенства, и то же самое можно сказать о Его именах. Слушание и повторение Его имен – наивысший метод обретения кришна-премы. Даже если человек повторяет имена Кришны с оскорблениями, но делает это достаточно долго, он избавится от своих недостатков. И даже намабхаса (повторение, свободное от оскорблений, но не сопровождающееся истинной привязанностью) быстро приведет к освобождению и появлению у человека трансцендентной привязанности и вкуса.

Таким образом, нет лучшего способа для духовного прогресса, чем поклонение божественным лотосным стопам Господа Мадана-гопала. В этом стихе стопы Господа описываются как шриман, то есть обладающие всеми видами богатств и великолепия. Они способны исполнить все заветные желания преданного, сознательные или неосознанные, и усладить его самым неожиданным образом. Главной составляющей этого поклонения является санкиртана, громкое и мелодичное пение имен Господа, таких как Кришна, Говинда и Гопала.

Шри Парикшит предполагает, что эффект харинама-санкиртаны усиливается от посещения священных мест во Враджа-бхуми, где Кришна наслаждался играми с гопами и гопи. Вайшнавы должны, насколько это им позволяют другие обязанности в преданном служении, ходить по этим местам и увидеть их собственными глазами. Если они будут делать это с любовью и почтением, их нама-бхаджана вскоре принесет плоды.

ТЕКСТ 106

санджата-премакач