Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 268 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 268

цели, можно достичь только при помощи знания. В «Шветашватара Упанишад» (3.8) сказано:

там эва видитвати мритйум эти

нанйах пантха видйате `йанайа

«Познавший Его попирает смерть. Нет иного пути для достижения этой цели».

Из дальнейшего повествования Гопа-кумара мы узнаем, что это знание, ведущее к освобождению, появляется только из преданного служения. В действительности, углубление знаний о Верховной Личности и Его энергиях само по себе является разновидностью преданного служения. До тех пор, пока знание остается не связанным с личностью Бога, оно не сможет привести к подлинному освобождению.

ТЕКСТ 160

каишчид уктам са-гамбхирйам

пуранаир агамаир апи

джанйате бхагавад-бхактйа

сукхам джнанам су-дургхатам

каишчит – кем-то; уктам – сказано; са-гамбхирйам – серьезно; пуранаих – Пуранами; агамаих – и Агамами; апи – также; джанйате – оно порождается; бхагават – Личности Бога; бхактйа – преданным служением; сукхам – легко; джнанам – знание; су-дургхатам – трудно обрести.

Но некоторые Пураны и Агамы серьезно добавили, что это знание, которое так трудно обрести, легко получить благодаря преданному служению Личности Бога.

КОММЕНТАРИЙ: Агамы и тантры – это методические пособия по преданному служению Господу. Наиболее известны из них Панчаратры. В некоторых Агамах и Пуранах наука чистого преданного служения изложена очень впечатляюще. Именно эти писания в данный момент говорят со столь непоколебимой уверенностью.

ТЕКСТ 161

ким вануштхитайа самйак

тайаива су-лабхо `сти сах

шрути-смритинам касанчит

самматис татра лакшита

ким ва – или; ануштхитайа – совершаемым; самйак – должным образом; тайа – этим; эва – только; сулабхах – легко достижимо; асти – есть; сах – это (освобождение, а не просто знание); шрути-смритинам – шрути и смрити; касанчит – некоторое; самматих – согласие; татра – этой идеей; лакшита – косвенно указанной.

Некоторые другие шрути и смрити уклончиво согласились между собой, что освобождения легко достичь лишь при помощи преданного служения, если выполнять его правильно.

КОММЕНТАРИЙ: По мнению вайшнавских Пуран и Агам, особенно легко можно достичь освобождения при помощи преданного служения, которое свободно от корыстных желаний и которое человек выполняет со всей тщательностью, не упуская ни одной важной детали. Такое чистое преданное служение само по себе (тайаива) приводит к освобождению, без помощи каких бы то ни было других методов. В «Брихан-нарадия Пуране» (32.6, 4.30) говорится:

бхактир дридха бхавед йасйа

дева-деве джанардане

шрейамси тасйа сидхйанти

бхактиманто `дхикас татах

«Тот, чья преданность всегда направлена на Джанардану, Бога богов, обретает все высшие блага. В этом состоит превосходство преданных Господа».

дживанти джантавах сарве

йатха матарам ашритах

татха бхактим самашритйа

сарва дживанти сиддхайах

«Подобно тому, как все существа живут под опекой трех матерей, все совершенства живут всецело под покровительством преданного служения». «Блага» и «совершенства», упомянутые в этих стихах, подразумевают в том числе и освобождение; хотя это не подчеркивается прямо, но подразумевается.

Шри Кришна также говорит в «Бхагавад-гите» (11.54):

бхактйа тв анйайа шакйа

ахам эвам-видхо `рджуна

джнатум драштум ча таттвена

правештум ча парантапа

«Дорогой Арджуна, по-настоящему постичь и воочию увидеть Меня в том образе, который видишь ты, можно, лишь занимаясь безраздельным преданным служением. Только так можно проникнуть в тайну Моего бытия». «Проникнуть в тайну бытия» Личности Бога (то есть, войти в число Его приближенных) само по себе подразумевает освобождение.

Шрути и смрити, признающие существование Личности Бога (и среди них некоторые из Дхарма-шастр), сошлись в этом мнении. В знак согласия они покачивали головами и делали другие едва заметные знаки. В этих писаниях преданное служение не пропагандируется открыто, однако в комментариях к ним можно обнаружить свидетельства того, насколько важна бхакти.

Так, в «Падма Пуране» (Патала-кханда, 92.26) находим следующие слова:

апатйам дравинам дара

хара хармйам хайа гаджах

сукхани сварга-мокшау ча

на дуре хари-бхактитах

«Жена, дети, дорогие ожерелья, богатства, дом, лошади, слоны, все разновидности счастья и, более того, рай и освобождение, – когда есть преданное служение Господу Хари, обрести все это не составляет труда».

ТЕКСТ 162

вйактам тасам вачо `шрутва

круддхах сваир агамадибхих

махопанишадах кашчид

анвамоданта тат спхутам

вйактам – открыто; тасам – от этих шрути и смрити; вачах – высказываний; ашрутва – не слыша; круддхах – рассердившись; сваих – что связано с ними (великими Упанишадами); агама-адибхих – с Панчаратрами и другими священными писаниями; маха-упанишадах – великие Упанишады; кашчит – некоторые; анвамоданта – выразили одобрение; тат – этому мнению; спхутам – открыто.

Некоторые из великих Упанишад, а также Агамы, следующие по их стопам, и другие подобные писания, рассердились на то, что эти шрути и смрити говорят невнятно и их трудно расслышать. Они открыто заявили, что преданное служение является независимой причиной освобождения.

КОММЕНТАРИЙ: Упанишады, в которых больше говорилось о преданности Господу, рассердились на другие священные писания, которым не хватило смелости сказать то, что они знают. К ним присоединились Агамы и Пураны, находящиеся под покровительством этих Упанишад. Таким образом, эти Упанишады, Агамы и Пураны со всей определенностью, в один голос провозгласили: посредством чистого преданного служения Верховному Господу без труда можно достичь освобождения. В «Брихан-нарадия Пуране» (1.79) говорится:

дхармартха-кама-мокшакхйа

пурушартха двиджоттамах

хари-бхакти-паранам ваи

сампадйанте на самшайах

«О лучший из брахманов, нет сомнений, что те, кто преданно служит