Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 269 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 269

Господу Хари, достигают всех целей жизни: религиозности, экономического процветания, удовлетворения чувств и освобождения». А в «Вишну Пуране» (1.20.27), в одной из молитв, обращенных к Личности Бога, есть такие слова:

дхармартха-камаих ким тасйа

муктис тасйа каре стхита

самаста-джагатам муле

йасйа бхактих стхира твайи

«Что проку в религиозности, экономическом процветании и наслаждении чувств для того, кто верно предан Тебе, источнику всех миров? Освобождение уже у него в руках».

ТЕКСТ 163

гудхопанишадах кашчит

каишчид гудхаир махагамаих

самам маха-пуранаиш ча

тушним асан крита-смитах

гудха – сокровенные; упанишадах – Упанишады; кашчит – некоторые; каишчит – с некоторыми; гудхаих – сокровенными; маха-агамаих – главными Агамами; самам – вместе; маха-пуранаих – с главными Пуранами; ча – и; тушним – молчаливые; асан – были; крита-смитах – улыбаясь.

Немногие Упанишады, содержащие в себе сокровенные истины, молчали и улыбались, и так же вели себя некоторые Агамы и Пураны, подобные им.

КОММЕНТАРИЙ: Малоизвестные и самые сокровенные из Упанишад, такие как «Гопала-тапани», улыбались, но ничего не говорили. Так же вели себя некоторые вайшнавские Агамы, такие как «Сатвата-сиддханта», и несколько Пуран, подобных «Шримад-Бхагаватам». Некоторые из них думали: «Посмотрите только на могущество иллюзорной энергии Верховного Господа, которая скрывает простую и понятную суть священных писаний от многомудрых знатоков Вед, делая ее непостижимой для них». Другие думали презрительно: «Эти шастры осмелились уверять, будто истинное величие бхакти – в том, что оно дарует освобождение! Да кто они такие?» Вторая группа не видела смысла в том, чтобы спорить с писаниями, взгляды которых так значительно расходятся с их собственными. Да и сама мысль о том, чтобы обсуждать столь сокровенные темы публично, казалась им кощунственной. Эти писания думали: «Учитывая, что карма, гьяна и мокша вместе составляют лестницу, ведущую к бхакти, преданному служению, слава ведических ритуалов, знания и освобождения достигает своего пика в славе бхакти». Тем не менее, когда в тексте священного писания обсуждение касается в основном «низших» методов духовного совершенствования, там содержатся лишь незначительные намеки на величие бхакти. В таком контексте невозможно должным образом раскрыть превосходство преданного служения над всеми другими методами самоосознания. Думая об этом, «Шримад-Бхагаватам», и некоторые другие священные писания, следующие в своих заключениях «сокровенным» Упанишадам, хранили молчание.

ТЕКСТЫ 164 – 165

мокшо `ну бхагаван-мантра-

джапа-матрат су-сидхйати

на вети каишчид амнайа-

пуранадибхир улбанах

агаманам вивадо `бхут

там асодхва бахир гатах

те пуранагамах карнау

пидхайопанишад-йутах

мокшах – освобождение; ану – впоследствии; бхагават – Личности Бога; мантра-джапа – повторяя мантру; матрат – просто; су-сидхйати – легко достижимо; на ва – или нет; ити – так; каишчит – некоторыми; амнайа – со шрути; пурана-адибхих – а также Пуранами и другими священными писаниями; улбанах – ожесточенный; агаманам – Агамами; вивадах – спор; абхут – начался; там – этого; асодхва – не стерпев; бахих – наружу; гатах – вышли; те – те; пурана-агамах – Пураны и Агамы; карнау – их уши; пидхайа – заткнувшие; упанишат-йутах – вместе с Упанишадами.

Затем между Агамами с одной стороны и некоторыми шрути и Пуранами – с другой, начался ожесточенный спор о том, можно ли достичь освобождения, просто поклоняясь Личности Бога посредством повторения мантры. Не в силах выносить этот спор, Пураны, Агамы и Упанишады, стоявшие молча, заткнули уши и вышли вон.

КОММЕНТАРИЙ: Слово амнайа обозначает изначальные тексты Вед, или шрути, а суффикс адибхих («и так далее») в выражении амнайа-пуранадибхих указывает на такие священные писания, как Дхарма-шастры и исторический эпос. Когда прежний спор закончился и началась полемика на новую тему, шастры, которым были нестерпимы либо сами эти речи, либо те сомнения, на которых они были основаны, с отвращением покинули это место. Они заткнули уши, лишь бы не слышать столь оскорбительных сомнений – сомнений в том, что мантра Верховного Господа способна даровать освобождение. Сами они на своих страницах не дают ни малейшего повода усомниться в этом. За мгновение до этого сокровенные Упанишады взяли на себя инициативу хранить молчание, и «Шримад-Бхагаватам», вместе с другими подобными ему Маха-пуранами последовал их примеру. Теперь же, бойкотируя этот спор, инициативу взял на себя «Шримад-Бхагаватам», и его коллеги.

ТЕКСТ 166

тато маха-пурананам

махопанишадам татха

мадхйа-стхйад агаманам ту

джайо джато мама прийах

татах – тогда; маха-пурананам – главные Пураны; маха-упанишадам – главные Упанишады; татха – и; мадхйа-стхйат – из-за того, что они были судьями; агаманам – Агам; ту – но; джайах – победа; джатах – последовала; мама – мне; прийах – доставляющее мне удовольствие.

Тогда судьями в споре стали главные Пураны и Упанишады, и победа досталась Агамам. Это очень порадовало меня.

КОММЕНТАРИЙ: Теперь, покинув место спора, самые возвышенные Пураны, Упанишады и Агамы могли беспристрастно взвесить мнения противоборствующих сторон. И они сочли верным утверждение Агам, что освобождения легко достичь, просто поклоняясь Личности Бога посредством повторения мантры. В «Шри Вишну Пуране» (1.6.40) говорится:

гатва гатва нивартанте

чандра-сурйадайо грахах

адйапи на нивартанте

двадашакшара-чинтаках

«Луна, Солнце и другие планеты – даже они создаются и уничтожаются снова и снова. Но тому, кто медитировал на двенадцатисложную Вишну-мантру, никогда, вплоть до наших дней, не приходилось возвращаться назад». А в «Шри Падма Пуране» приводится такое мнение:

джапена