счастья, ибо оно кроется не в них, а в чистом преданном служении Личности Бога. Он – совершенная Абсолютная Истина, парам брахма. Кроме того, Он – Сверхдуша, повелитель, пребывающий в сердцах живых существ и управляющий их сознанием. А будучи Сверхдушой, Он – верховный повелитель всего сущего, которому подвластны даже Брахма и все остальные полубоги. Как Господь Вайкунтхи Он – проявление средоточия вечности, знания и блаженства, из которых состоит Его трансцендентное тело. Он – океан бесконечного множества непостижимых и изумительных совершенств; океан спокойный, глубокий и безбрежный.
Когда в бхакти-шастрах говорится о проявлении Абсолютной Истины, имеющем всецело личностную природу, обычно для его обозначения используют термин Парабрахман, или парам брахма, как это было в «Бхагавад-гите» (10.12): парам брахма парам дхама/ павитрам парамам бхаван («Ты – Верховный Брахман, высшая обитель, чистейший»). Когда нужно просто указать на духовную реальность, в самом общем смысле, ее, как правило, называют просто Брахманом. В той же «Бхагавад-гите» (14.21) находим пример: брахмано `хи пратиштхо `хам («Я – основа Абсолюта»). В «Шримад-Бхагаватам» (10.87.1) также сказано:
брахман брахманй анирдешйе
ниргуне гуна-вриттайах
катхам чаранти шрутайах
сакшат сад-асатах парам
«Как могут Веды полностью описать Высшую Абсолютную Истину, которая не поддается описанию? О брахман, в Ведах говорится в основном о качествах материальной природы, а Всевышний, трансцендентный ко всем материальным проявлениям и их причинам, лишен этих качеств».
Когда прилагательное парам стоит рядом со словом брахма, иногда оно может служить признаком, отличающим это слово в значении «Высшая Истина» от слова брахма, обозначающего звук Вед.
ТЕКСТ 179
са-гунатвагунатвади-
виродхах правишанти там
маха-вибхутир брахмасйа
прасиддхеттхам тайор бхида
са-гунатва – имеющий качества; агунатва – не имеющий качеств; ади – и так далее; виродхах – противоположные природы; правишанти – входят; там – в Него; маха-вибхутих – безграничные богатства; брахма – безличный аспект Всевышнего; асйа – Его; прасиддха – хорошо установлена; иттхам – так; тайох – их; бхида – разница.
В Нем объединяются противоположности, такие как наличие качеств и их отсутствие. Поскольку Брахман представляет собой безграничное великолепие Личности Бога, разница между Господом и Брахманом хорошо обоснована.
КОММЕНТАРИЙ: Как реки впадают в океан, так и многие противоположные качества сходятся в Верховной Личности Бога. Слово ади, стоящее после сагунатва и агунатва указывает на другие противоположности: отрешенность и привязанность, постоянство и изменчивость, бездействие и усилия, единство и многообразие, недвойственность и особые качества. Всевышний, когда Его познают как безличный Брахман, лишен качеств и прочих проявлений двойственности. Когда же Его постигают как Параматму и Парамешвару, Он демонстрирует Свои особые признаки, такие как способность вступать во взаимоотношения с другими живыми существами, обладание удивительными качествами и так далее. Таким образом, Всевышний исполнен качеств, многие из которых внешне кажутся противоречивыми. Иногда в шастрах может говориться, что Его невозможно описать словами и что у Него нет имени. Однако в «Васудевадхьятме» отвергается буквальное истолкование подобных высказываний:
апрасиддхес тад-гунанам
анамасау пракиртитах
апракритатвад рупасйапй
арупо `йам прачакшате
«Поскольку многие не знают о Его качествах, говорят, что у Него нет имени. Поскольку облик Его не материален, говорят, что Он не имеет облика».
Майавади возражают, говоря, что у Личности Бога могут быть качества, он они являются порождением Майи и поэтому иллюзорны. Таким образом они хотят примирить факт наличия у Него качеств со своими представлениями о реальности, согласно которым Всевышний их не имеет. Но высшие энергии Абсолютной Истины вечны и реальны, а не иллюзорны, в отличие от материального мира. Поэтому, когда личностный аспект Всевышнего, Бхагавана, называют ниргуна, подобно Брахману, смысл в это вкладывается другой. Имеется в виду, что Бхагаван превосходит все материальные качества. В то же время у Него множество различных качеств, как и в материальном мире, поэтому Его также называют сагуна. Это кажется противоречием, но благодаря Его непостижимым, удивительным энергиям, все становится возможным.
Верховная Личность Бога – махимарнава, океан, в котором сливаются все совершенства. Это подтверждается во многих шастрах. В «Мокша-дхарме» («Махабхарата», Шанти-парва, 335.10-11) говорится:
йат кинчид иха локе ваи
деха-бандхам вишам-пате
сарвам панчабхир авиштам
бхутаир ишвара-буддхи-джаих
ишваро хи махад бхутам
прабхур нарайано вират
бхутантар-атма виджнейах
сагуно ниргуно `пи сах
«Знай, о царь: то, что ты видишь в этом мире связанным с материальными телами живых существ, то, что состоит из пяти элементов, порожденных разумом Верховного Господа, – все это Сам Господь. Обладающий качествами и лишенный их, Он – высший элемент творения, верховный повелитель, тело Вселенной, Господь Нараяна. Попытайся понять Его – внутреннее „Я“ всех созданий». В «Курма Пуране» сказано:
астхулаш чанануш чаива
стхуло `нуш чаива сарватах
аварнах сарватах проктах
шйамо рактанта-лочанах
аишварйа-йогад бхагаван
вируддхартхо `бхидхийате
татхапи дошах параме
наивахарйах катханчана
гуна вируддха апи ту
самахарйаш ча сарватах
«Он ни велик, ни бесконечно мал, но при этом Он больше и меньше, чем что бы то ни было еще. Говорят, что Он бесцветен, но при этом тело Его темно-синее, а уголки глаз – красноватые. Определения, которые описывают Его, противоречивы, и причиной тому – игра Его личных энергий. Но Он – Всевышний, и ни в коем случае не следует приписывать ему какие бы то ни было недостатки. В нем