Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 274 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 274

соединяются противоположные качества». А в «Вишну-дхармоттара Пуране» говорится следующее:

гунах сарве `пи йуджйанте

хй аишварйат пурушоттаме

дошах катханчин наиватра

йуджйанте парамо хи сах

гуна-дошау майайаива

кечид ахур апандитах

на татра майа майи ва

тадийау тау куто хй атах

тасман на майайа сарвам

сарваишварйасйа самбхавам

амайо хишваро йасмат

тасмат там парамам видух

«В Верховной Личности благодаря Его трансцендентным энергиям сходятся все качества. Но при этом у Него не может быть никаких изъянов, ибо Он – Абсолют. Некоторые люди, не обладающие подлинной ученостью, говорят, что достоинства и недостатки присутствуют в Верховном Господе из-за влияния Майи. Но в Нем нет Майи, как нет и такого начала, в котором бы она могла присутствовать. Как, в таком случае, Он может иметь иллюзорные достоинства и недостатки, порожденные Майей? Поэтому достояния Всевышнего не являются порождением иллюзии. Господь выше Майи, поэтому Его называют Верховным». Позже все это будет объяснено подробней.

Хотя безличный Брахман и Личность Бога суть не что иное как разные концепции одной и той же Абсолютной Истины, некоторые полагают иначе. Они думают, что Брахман, безличный аспект Господа, которому поклоняются йоги, – это одно существо, а Его форма, которой присущи личные качества и которой поклоняются преданные – другое. Но хотя майавади думают, что сагуна-брахман менее реален, чем ниргуна-брахман, они хотя бы вынуждены признать, что личностный аспект Всевышнего представляет собой средоточие вечной сути чистого бытия (шуддха-саттвы). Поэтому, даже по их мнению, эта личностная форма Господа превосходит все, что обладает формой.

Эту форму Господа познают Его чистые преданные, однако она остается недоступна взору тех, кто стремится постичь безличный Брахман. Кроме того, личностный аспект Всевышнего обладает особыми, неповторимыми достоинствами. К примеру, Он распространяет высочайшее блаженство премы. Господь являет Себя далеко не каждому, и это иллюстрирует история, которая рассказана в «Шри Нараянии», входящей в состав «Мокша-дхармы». Эта история повествует о том, как Упаричара Васу проводил жертвоприношение, и в огне его увидел Личность Бога, принимающего Свою долю жертвенных даров. Присутствующие же при этом Брихаспати и другие мудрецы не видели Его. Другой яркий пример мы обнаруживаем в истории сыновей Брахмы – Экаты, Двиты и Триты. Все трое были великими йогами и отправились на Шветадвипу, чтобы увидеть там Верховного Господа. Но даже в результате напряженных усилий они так и не смогли получить Его даршан. Шри Санака и его братья постоянно ощущали Брахман и были самыми возвышенными из мудрецов, черпающих радость в своем «я». Но когда они посетили Вайкунтху и увидели Господа, Верховную Личность Бога, их блаженство было столь велико, что тела и умы их стали претерпевать различные трансформации. О том же говорится и в Третьей Песни «Шримад-Бхагаватам» (3.15.43):

тасйаравинда-найанасйа падаравинда-

кинджалка-мишра-туласи-макаранда-вайух

антар-гатах сва-виварена чакара тешам

санкшобхам акшара-джушам апи читта-танвох

«Когда мудрецы вдохнули принесенный ветром аромат листьев туласи, которые лежали на пальцах лотосных стоп Личности Бога, они почувствовали перемену, происшедшую в их теле и уме, хотя и были очень привязаны к концепции безличного Брахмана».

Итак, безличный Брахман и джива суть два аспекта Всевышнего и две Его экспансии, в которых проявлено Его великолепие. Это находит подтверждение во многих авторитетных источниках.

К примеру, как говорят святые преданные, парат парам брахма ча те вибхутайах: «Высшая Истина, Брахман, – также одна из Твоих вибхути, о Господь!» В «Бхагавад-гите» (10.20) Шри Кришна относит к Своим вибхути и душу: ахам атма гудакеша/ сарва-бхуташайа-стхитах – «О победивший сон, Я – душа, пребывающая в сердцах всех живых существ». В «Шри Брахма-самхите» (5.40) также говорится:

йасйа прабха прабхавато джагад-анда-коти-

котишв ашеша-васудхади-вибхути-бхиннам

тад брахма нишкалам анантам ашеша-бхутам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Я поклоняюсь Говинде, предвечному, всемогущему Господу. Ослепительное сияние Его трансцендентного тела – это безличный Брахман, абсолютный, всеобъемлющий и беспредельный; в нем плавают миллионы вселенных с бесчисленными планетами, каждая из которых наделена особыми богатствами». Иными словами, Брахман – частичная экспансия Верховной Личности. В других писаниях говорится:

анарамбхам тамо йанти

параматма-вининданат

парадхинаш ча баддхаш ча

свалпа-джнана-сукхе стхитах

алпа-шактих са-дошаш ча

дживатма недришах парах

вадата ту тайор аикйам

ким таир на душкритам критам

«Те, кто поносят Высшую Душу, идут во тьму, не имеющую ни начала, ни конца. Джива зависима, несвободна, слаба, полна недостатков и поглощена ничтожными знаниями и наслаждениями, но Всевышний обладает прямо противоположными качествами. Каких только грехов не совершает человек, заявляя, что душа и Высшая Душа суть одно!»

антарйамй-аикйа-вачини

вачананиха йани хи

тани дриштва бхрамантиха

дуратмано `лпа-четасах

асй асми твам ахам сватметй

абхидха гочаро йатах

сарвантаратват пурушас

тв антар-йами бхидам айан

«Когда глупцы и негодяи читают высказывания священных писаний, в которых говорится о единстве души и Сверхдуши, это сбивает их с толку. Эти высказывания побуждают их говорить друг другу: „Я – это ты, а ты – это я“. Но Господь, Верховная Личность, – это внутренний повелитель, Душа, пребывающая в сердце каждого, поэтому Он и джива – не одно и то же».

ато бхраманти вачанаир

асура моха-татпараих

тан-мохане пара-притир

деванам парамасйа ча

ато махандха-тамаси

нараке йантй абхедатах

«Так высказывания, нацеленные на то, чтобы сбить демонов с толку, выполняют свое предназначение. Заблуждения демонов радуют полубогов и Самого Верховного Господа. За то, что эти демоны думают, будто