Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 276 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 276

самухасйа – массы; теджах-джалам – потоку лучей; йатха – как; равех – Солнца.

Но дживы считаются неотъемлемыми частицами Личности Бога. Они подобны мириадам лучей исходящих от плотной массы света, называемой Солнцем.

КОММЕНТАРИЙ: Парашара и другие святые мудрецы придерживаются мнения, что дживы представляют собой маленькие частичные экспансии Верховной Личности Бога. Он – гхана-теджас, плотный источник света, а они – маленькие фотоны, исходящие от Него. Поскольку джив несметное множество, они пронизывают всю вселенную, подобно тому, как солнечные лучи издалека несут всему миру свет и тепло, хотя само Солнце находится в одном месте.

ТЕКСТ 184

нитйа-сиддхас тато джива

бхинна эва йатха равех

амшаво виспхулингаш ча

вахнер бхангаш ча варидхех

нитйа-сиддхах – вечно существующие; татах – поэтому; дживах – ограниченные живые существа; бхиннах – различные; эва – в действительности; йатха – как; равех – Солнца; амшавах – лучи; виспхулингах – искры; ча – и; вахнех – огня; бхангах – волны; ча – и; вари-дхех – океана.

Вечно существующие дживы отделены от Верховного Господа, подобно тому, как лучи отделены от Солнца, искры – от огня, а волны – от океана.

КОММЕНТАРИЙ: Кто-то может предположить, что дживы лишь кажутся обособленными, и только под влиянием иллюзии создается впечатление, будто их много. А когда живое существо достигает освобождения, иллюзия рассеивается и остается лишь чистое единство. Этот и следующий стих опровергают данную идею. Те, кто признает, что все энергии Господа реальны, рассматривает дживы не как иллюзию, порожденную Майей, а как отделенные экспансии Верховного Брахмана, каждая из которых имеет собственное, отдельное существование.

ТЕКСТ 185

анади-сиддхайа шактйа

чид-виласа-сварупайа

маха-йогакхйайа тасйа

сада те бхедитас татах

анади – с незапамятных времен; сиддхайа – существующей; шактйа – энергией; чит-виласа – духовного наслаждения Господа; сварупайа – чья сущность; маха-йога-акхйайа – называемая Махайога; тасйа – Его; сада – всегда; те – они; бхедитах – отделенные; татах – так.

Под влиянием энергии Верховного Господа, называемой Махайогой, которая существует вечно и является аспектом Его духовного великолепия, эти дживы всегда отделены от Него.

КОММЕНТАРИЙ: Если двойственность не является порождением иллюзорной энергии, то откуда же она берется? Она возникает из личной энергии Верховного Господа, которая всегда действует от Его имени. Благодаря этой энергии дживы существуют отдельно, и не в иллюзии, но в реальности. Кроме того, поскольку сила, сохраняющая дживе ее индивидуальную сущность, является вечной энергией Господа, то и сами дживы также вечны. Эта энергия называется Махайогой, или Йогамайей. Это значит, что она может сделать невозможное возможным, как в том случае, когда она проявляет различие между целым и частями неделимого Всевышнего. Она – экспансия внутренней энергии Господа, поэтому она не создает ничего нереального. Шри Кришна описывает ее в «Бхагавад-гите» (7.25): нахам пракашах сарвасйа/ йогамайа-самавритах – «Я не являю Себя каждому, ибо Меня скрывает Йогамайя».

ТЕКСТ 186

атас тасмад абхиннас те

бхинна апи сатам матах

муктау сатйам апи прайо

бхедас тиштхед ато хи сах

атах – поэтому; тасмат – от Него; абхиннах – неотличны; те – они; бхиннах – отличны; апи – хотя; сатам – сведущими авторитетами в духовной науке; матах – считается; муктау – когда освобождение; сатйам – происходит; апи – даже; прайах – как правило; бхедах – различие; тиштхет – остается; атах – поэтому; хи – непременно; сах – это.

Поэтому святые мудрецы считают, что дживы и отличны, и неотличны от Всевышнего. Когда дживы обретают освобождение, это различие, как правило, сохраняется.

КОММЕНТАРИЙ: Дживы неотличны от Брахмана в том смысле, что по природе своей они, как и Брахман, абсолютно духовны, то есть вечны, обладают сознанием и исполнены блаженства. Вместе с тем, будучи Его частями и имея другие индивидуальные признаки, дживы отличны от Него. В тексте 184 приводится несколько примеров, иллюстрирующих это. Части, такие как лучи Солнца, искры огня и океанские волны, неотличны от целого, ибо наделены теми же качествами, что и целое. Но при этом они отличаются от него, ибо существуют отдельно, очень малы и их много. Части и целое всегда существуют отдельно. Даже Шри Шанкарачарья говорил: мукта апи лилайа виграхам критва бхагавантам бхаджанти – «Даже достигший освобождения принимает новые тела, чтобы поклоняться верховному Господу, – такова его лила».

Эта идея согласуется с высказываниями из Маха-пуран и других священных писаний. Например, в «Шримад-Бхагаватам» (6.14.5) говорится:

муктанам апи сиддханам

нарайана-парайанах

су-дурлабхах прашантатма

котишв апи маха-муне

«О великий мудрец, среди мириад душ, обретших освобождение и в совершенстве постигших его высшую суть, едва ли один становится преданным Господа Нараяны, Кришны. Таких обретших умиротворение преданных очень и очень мало».

Если, достигнув освобождения, душа слилась воедино с Брахманом, кто же тогда будет принимать новое тело для игр с Господом? Какая освобожденная душа будет в таком случае преданно служить Господу Нараяне, став Его преданным? Не обладая индивидуальным существованием и не будучи отделена от Брахмана, освобожденная джива, не сможет делать ни того, ни другого. Также нельзя отмахнуться от этих цитат, заявляя, будто они относятся к дживан-муктам – душам, которые обрели освобождение, но все еще пребывают