Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 29 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 29

проявил все элементы материального творения. Таким образом, в первую очередь были созданы шестнадцать начал материальной деятельности. Это было сделано с целью сотворения материальной вселенной».

йасйамбхаси шайанасйа

йога-нидрам витанватах

набхи-храдамбуджад асид

брахма вишва-сриджам патих

«Экспансия пуруши возлежит на водах вселенной, и из озера Его пупа вырастает стебель лотоса, а из цветка лотоса на вершине этого стебля появляется Брахма, господин всех конструкторов во Вселенной».

йасйавайава-самстханаих

калпито лока-вистарах

тад ваи бхагавато рупам

вишуддхам саттвам урджитам

«Считается, что все планетные системы во вселенной располагаются на огромном теле пуруши. Однако Он не имеет ничего общего с сотворенными материальными элементами. Его тело вечно пребывает исключительно в духовном бытии».

пашйантй адо рупам адабхра-чакшуша

сахасра-падору-бхуджананадбхутам

сахасра-мурдха-шраванакши-насикам

сахасра-маулй-амбара-кундалолласат

«Своими совершенными глазами преданные созерцают трансцендентную форму пуруши, имеющего тысячи необыкновенных ног, бедер, рук и ликов. У этого тела тысячи голов, ушей, глаз и носов. Оно украшено тысячами шлемов, гирлянд и сверкающих серег».

этан нанаватаранам

нидханам биджам авйайам

йасйамшамшена сриджйанте

дева-тирйан-нарадайах

«Эта форма – источник и неуничтожимое семя многообразных воплощений Господа во вселенной. Из частей и частиц этой формы создаются различные живые существа: полубоги, люди и другие» (Бхаг., 1.3.1 – 5).

Господь Махапуруша – основание материальной природы, поэтому Его называют исходным источником основных причин творения – пяти грубых элементов и одиннадцати чувств. Он разворачивает свою лилу сотворения мира, лежа на океане, который заполняет нижнюю половину вселенной. Из Его пупка вырастает стебель лотоса, из которого проявятся все формы и сочетания материального бытия. А на вершине этого стебля распускается цветок, из которого рождается Брахма, главный конструктор творения.

В стебле лотоса, из которого он родился, Брахма обнаружил подробные планы творения:

тад вилокйа вийад-вйапи

пушкарам йад-адхиштхитан

анена локан праг-линан

калпитасмитй ачинтайат

«Увидев, что лотос, на котором он восседал, занимает все пространство вселенной, Брахма стал размышлять над тем, как сотворить планеты, которые до этого уже были помещены в лотос».

падма-кошам тадавишйа

бхагавач-чхакти-чодитах

экам вйабханкшид урудха

тридха бхавйам дви-саптадха

«Поглощенный служением Верховной Личности Бога, Господь Брахма вошел внутрь лотоса, который раскинулся на всю вселенную, и разделил его сначала на три мира, а затем на четырнадцать уровней» (Бхаг., 3.10.7 – 8).

В медитации Брахма увидел тысячеглавого Махапурушу, которого поначалу не видел, восседая на своем троне-лотосе. Он вознес этому Господу молитвы и высказал Ему одну особенную просьбу: «Дорогой Господь, приди и останься на моей планете в этом облике». Так первый Господь творения стал постоянным гостем Брахмы.

Махапурушу называют вишуддхам («абсолютно чистым»), поскольку, даже когда Он дает прибежище материальной энергии, Его не затрагивают пороки материи. Он – саттвам («подлинная реальность»), ибо Он – всепроникающая Абсолютная Истина. Он воплощение Бога, но также Его называют источником всех других воплощений. Так считают потому, что материальная природа покоится всецело на Нем, и значит Он – почти полное проявление Всевышнего, Шри Нараяны, повелителя Вайкунтхи. Кроме того, почти все воплощения Нараяны приходят в этот мир, когда в нем правит Брахма, уполномоченный слуга Махапуруши.

Господь Махапуруша описан в Одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» (11.4.3 – 4):

бхутаир йада панчабхир атма-сриштаих

пурам вираджам вирачаййа тасмин

свамшена виштах пурушабхидханам

авапа нарайана ади-девах

«Когда предвечный Господь Нараяна сотворил Свое вселенское тело из пяти элементов, изошедших из Него же, а затем в Своем полном воплощении вошел в это вселенское тело, Его стали называть Пурушей».

йат-кайа эша бхувана-трайа-саннивешо

йасйендрийаис тану-бхритам убхайендрийани

джнанам сватах швасанато балам оджа иха

саттвадибхих стхити-лайодбхава ади-карта

«В Его теле планомерно расположены три планетные системы вселенной. Из Его трансцендентных чувств появляются на свет органы познания и действия всех воплощенных существ. Его сознание порождает материальное знание. Из Его могучего дыхания возникают физическая сила, восприимчивость и активность органов чувств и обусловленная деятельность воплощенных существ. Он – первопричина, действующая через посредство материальных гун благости, страсти и невежества; так творится, поддерживается и уничтожается космос».

Махапуруша творит тело, заключающее в себе всю вселенную в совокупности, и входит в него. Это Его игра, но делает Он это не ради собственного наслаждения. Этим вселенским телом наслаждается в первую очередь Брахма – самое праведное из обусловленных существ. Господа в Его ипостаси творца называют Пурушей, поскольку Он возлежит (шете) в «городе» (пур) вселенской оболочки. В его прекрасном теле расположены все три мира, а Его игры включают в себя сотворение, поддержание и разрушение.

По словам Индры, Господь Махапуруша на Брахмалоке принимает жертвенные дары, текущие к Нему непрерывным потоком, ибо на Брахмалоке всегда совершается огромное множество жертвоприношений. Благодаря тому, что Господь доволен этими подношениями, обитатели планеты Брахмы испытывают постоянное блаженство. Иногда Господь Махапуруша уходит с Брахмалоки, чтобы слиться с Кришной, войдя в Него в земной Матхура-дхаме. В это время экстаз, который испытывают жители Брахмалоки, прерывается, но время на этой планете по сравнению с земным течет настолько медленно, что срок пребывания Шри Кришны на земле там едва ощутим. Фактически, Господа Махапурушу можно увидеть на Брахмалоке всегда.

ТЕКСТ 35

иттхам йукти-сахасраих са

шри-кришнасйа крипаспадам

ким вактавйам крипа-патрам

ити кришнах са эва хи

иттхам – так; йукти – логических аргументов; сахасраих – тысячами; сах – он (Брахма); шри-кришнасйа – Шри

Навигация:

Страница 31
Страница 30
-- Страница 29 --
Страница 28
Страница 27