Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 31 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 31

тысячи ртов.

ТЕКСТ 42

даттвештан йаджаманебхйо

варан нидра-грихам гатах

лакшми-самвахйаманангхрир

нидрам адатта лилайа

даттва – дав; иштан – желаемое; йаджаманебхйах – проводившим жертвоприношение; варан – с благословениями; нидра-грихам – в покои; гатах – Он пошел; лакшми – с богиней Лакшми; самвахйамана – массирующей; ангхрих – Его стопы; нидрам – сон; адатта – он напустил на Себя; лилайа – как игру.

Одарив мудрецов, проводивших жертвоприношения, желанными благословениями, Господь Махапуруша удалился в Свои покои. Богиня Лакшми начала массировать Ему стопы, и Господь погрузился в сон – такова была Его лила.

КОММЕНТАРИЙ: Чтобы у мудрецов, поклонявшихся Господу, не оставалось сомнений в том, что Он принимает их дары, Господь Махапуруша с удовольствием и безо всяких колебаний съедал их подношения, пока поклонение продолжалось. Когда же оно закончилось, Господь одарил мудрецов благословениями, исполняя их желания (например, желание всегда иметь возможность проводить такие жертвоприношения). Затем Господь Махапуруша и богиня удачи удалились в покои, чтобы отдохнуть. В этом время жители Брахмалоки не могли видеть Господа.

В «Махабхарате», в конце истории об убийстве Каланеми, Вайшампаяна Риши описал две основные лилы, которые Господь Махапуруша являет на Брахмалоке, – принятие жертвенных даров и сон. Вайшампаяна говорит:

са дадарша макхешв аджйаир

иджйаманам махаршибхих

бхагам йаджнийам ашнанам

свам дехам апарам стхитам

«Он увидел Господа в еще одной из Его форм. Господь ел Свою долю жертвенных даров из гхи, которое великие мудрецы принесли на жертвенный огонь».

са татра правишанн эва

джата-бхарам самудвахан

сахасра-ширасо бхутва

шайанайопачакраме

«Тысячи голов Господа были увенчаны спутанными локонами. Он вошел в эту комнату и лег спать».

По словам Шри Шукадевы Госвами из начала Десятой песни «Шримад-Бхагаватам», в конце Двапара-юги Господь Брахма и другие полубоги по просьбе олицетворенной Земли обратились к Господу Вишну, пребывающему на планете Шветадвипа, взывая к Нему с берега молочного океана. Кто-то может спросить, зачем им понадобилось идти на Шветадвипу, если Господь Вишну всегда присутствует во владениях Господа Брахмы. Хотя, строго говоря, в таком путешествии не было необходимости, в некоторые из дней Брахмы лила, связанная с просьбой о нисхождении Господа в этот мир, проходит именно таким образом. В другие же дни Брахмы, такие, как описанный в «Хари-вамше», к Господу Вишну обращаются прямо на Брахмалоке.

Шрила Санатана Госвами предполагает, что Брахма и другие полубоги отправились на Шветадвипу потому, что не хотели нарушать уединение Господа Махапуруши в то время, пока Он наслаждается сном. Или же Господь Брахма сообразил, что, если Господь Махапуруша по его просьбе низойдет на Землю, Брахмалока на это время будет лишена Его присутствия; и поэтому для него было бы лучше пойти на берег молочного океана и попросить стать аватарой того Господа Вишну, который пребывает там.

Как бы то ни было, когда Господь Кришна нисходит в этот мир, в Нем являются и все Его экспансии, в том числе и Господь Махапуруша, и Господь Шветадвипы. Поэтому нет особой разницы, через какую именно форму Вишну Господь Кришна нисходит на Землю. Кришна, и только Он, – первоисточник всех аватар.

ТЕКСТ 43

тад-аджнайа ча йаджнешу

нийуджйаршин ниджатмаджан

брахманда-карйа-чарчартхам

свам дхишнйам видхир агатах

тат-аджнайа – по Его приказанию; ча – и; йаджнешу – в жертвоприношениях; нийуджйа – задействовав; ришин – мудрецов; ниджа – его (Брахмы); атма-джан – сыновей; брахманда – вселенной; карйа – неотложные дела; чарча-артхам – обсудить; свам – свой; дхишнйам – на трон правителя; видхих – Брахма; агатах – пошел.

По просьбе Господа Брахма велел сыновьям продолжать жертвоприношения, а сам пошел в свои царские палаты, чтобы обдумать вопросы управления вселенной.

КОММЕНТАРИЙ: Буквально перед тем, как удалиться в покои на отдых, Господь Махапуруша посоветовал Брахме передать совершение жертвоприношений сыновьям. То, что сыновья Брахмы были признаны авторитетными специалистами в проведении ведических жертвоприношений, подтверждает вечные наставления Верховной Личности, записанные в Ведах. В Ведах говорится, что Брахма был первым ведическим священником. За ним следуют его сыновья, которые затем обучают искусству жертвоприношений людей по всей вселенной.

ТЕКСТЫ 44 – 45

парамештхйасане татра

сукхасинам ниджа-прабхох

махима-шраванакхйана-

парам сасрашта-нетракам

вичитра-парамаишварйа-

самагри-парисевитам

сва-татам нарадо `бхйетйа

пранамйовача данда-ват

парамештхйа-асане – на своем вселенском троне; татра – там; сукха-асинам – удобно усевшись; ниджа-прабхох – своего Господина (Господа Махапуруши); махима – прославлений; шравана – в слушание; акхйана – и повторение; парам – погруженный; са-асра – полны слез; ашта – восемь; нетракам – чьи глаза; вичитра – различными; парама-аишварйа – высшей власти; самагри – атрибутами; парисевитам – лично обслуживаемый; сва – своему; татам – к отцу; нарадах – Нарада; абхйетйа – подойдя; пранамйа – склонившись в знак почтения; увача – сказал; данда-ват – как палка.

Стоило Брахме удобно устроиться на вселенском троне и погрузиться в слушание и воспевание славы своего Господина, из восьми его глаз хлынули слезы. Господа Брахму окружали олицетворения вселенского могущества и власти. Нарада подошел к отцу, выразил ему почтение, упав на землю, как палка, и заговорил.

КОММЕНТАРИЙ: В присутствии Верховного Господа Нарада ничего не говорил вслух: может быть, думал, что слова его будут неуместны, или же не имел возможности ничего сказать, пока Господь

Навигация:

Страница 33
Страница 32
-- Страница 31 --
Страница 30
Страница 29