Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 318 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 318

необыкновенной преданностью Ему, основанной на чистой любви.

Но этим комментаторам, чтобы их теория не расходилась с фактами, придется признать, что дваракаваси лишь на первый взгляд ведут себя как обычные люди, воплощенные в материальных телах. Если бы так действительно было, они не смогли бы участвовать в различных лилах Верховного Господа, чья форма есть чистая сач-чид-ананда. Более того, общепризнано, что благодаря могуществу бхагавад-бхакти тело человека полностью одухотворяется, и этот принцип, несомненно, применим и к чистым преданным, жившим в Двараке.

Ученые могут возразить, что, если преданные из Двараки лишь внешне имели материальные тела, то и Господь, приняв человеческий облик и ведя себя как человек, тоже только притворялся. Но такого не может быть, говорят они, ибо в «Шримад-Бхагаватам» сказано, что любая из личных форм Верховного Господа существует вечно и пронизывает все сущее.

Что ж, на первый взгляд, ученые говорят правильные вещи, с которыми вполне можно согласиться. Вне всякого сомнения, формы, которые принимает Верховный Господь, не являются лишь подражаниями материальным, ибо все они вечны и в этих самых формах Господь всегда предстает перед Своими преданными. Кроме того, в священных писаниях говорится, что иногда жители Двараки и других обителей Господа перестают подражать внешнему облику людей и принимают формы, состоящие из чистой сач-чид-ананды. В этом мы тоже можем согласиться с учеными. Например, в «Шримад-Бхагаватам» (10.29.9-11) говорится, что некоторые из гопи, которые не смогли участвовать в танце раса, оставили свои человеческие тела и тут же обрели тела из сач-чид-ананды:

антар-гриха-гатах кашчид

гопйо `лабдха-виниргамах

кришнам тад-бхавана-йукта

дадхйур милита-лочанах

духсаха-прештха-вираха-

тивра-тапа-дхуташубхах

дхйана-праптачйуташлеша-

нирвритйа кшина-мангалах

там эва параматманам

джара-буддхйапи сангатах

джахур гуна-майам дехам

садйах пракшина-бандханах

«Однако некоторым гопи не удалось выбраться из дома, и тогда, охваченные чистой любовью к Нему, они стали медитировать на Господа с закрытыми глазами. Невыносимая разлука жгла сердца гопи, которые не смогли увидеться с Кришной, и эти муки сожгли всю их плохую карму. Устремив свои мысли к Нему, они обняли Его в своих сердцах, и то, счастье, которое они испытали при этом, исчерпало весь запас их материального благочестия. Господь Кришна – это Высшая Душа, однако гопи считали Его просто своим возлюбленным и общались с Ним как с самым близким человеком. Так они избавились от пут кармы и покинули свои материальные тела». Покинув человеческие тела, эти гопи смогли воссоединиться с Господом в своем изначальном облике и наслаждаться с Ним играми, которые притягивали их больше всего.

Отсюда может показаться, что гопи восстановили свои духовные тела – вечные, исполненные знания и блаженства, подобные телу Самого Господа. Именно поэтому они смогли еще больше приблизиться к Кришне (сангатах).

Но в «Шримад-Бхагаватам» (10.47.37), в тексте письма, которое Уддхава принес во Вриндаван, Господь Кришна рассказывает о том же самом случае следующим образом:

йа майа кридата ратрйам

ване `смин враджа астхитах

алабдха-расах калйанйо

мапур мад-вирйа-чинтайа

«Некоторым гопи в ночь танца раса пришлось остаться в селении пастухов, а потому они не смогли принять участие в Моих забавах в ночном лесу. Тем не менее, им также необычайно повезло, ибо думая о Моих удивительных играх, они достигли Меня».

То, как гопи вновь обрели свои духовные тела, внешне напоминает историю с освобождением Шишупалы и Дантавакры. Когда Господь Кришна убил этих бывших привратников из царства Господа Нараяны, проклятию, наложенному на них Санакой и его братьями, пришел конец, и души их на глазах у всех погрузились в сияние Кришны. Но это их кажущееся слияние с Кришной не было настоящим саюджья-мукти, ибо для двух этих преданных Верховного Господа (да еще и жителей Вайкунтхи) освобождение, при котором они утратили бы свою индивидуальность, было бы величайшей неудачей. В «Шримад-Бхагаватам», (7.1.47) Нарада Муни рассказывает, что же на самом деле случилось с Шишупалой и Дантавакрой:

ваиранубандха-тиврена

дхйаненачйута-сатматам

нитау пунар харех паршвам

джагматур вишну-паршадау

«Джая и Виджая, двое спутников Господа Вишну, очень долго питали к Нему враждебные чувства. Считая Кришну своим врагом и непрестанно думая о Нем, они вновь обрели Его покровительство и вернулись домой, в царство Бога». Так исполнилось обещание Господа Вишну. В тот самый момент, когда Джая и Виджая, проклятые четырьмя Кумарами, должны были покинуть свой дом на Вайкунтхе и уйти в материальный мир, Господь Вишну заверил их, что всего лишь через три жизни они вернутся обратно. Таким образом, Джая и Виджая оставили свои материальные тела, чтобы вновь занять свое изначальное положение, снова обретя духовный облик и став слугами Господа.

Таким образом, Шрила Санатана Госвами допускает теоретическую возможность того, что у некоторых преданных, живших в обители Господа во время Его проявленных игр, могли быть материальные тела. Но его собственное мнение на этот счет другое. Он настаивает на том, что «человеческие» тела преданных, принимавших участие в играх Господа, всегда абсолютно трансцендентны, подобно тому, как трансцендентна форма Господа, даже когда Он приходит в смертную обитель в облике человека. Явление и уход этих преданных либо нужны для игр их возлюбленного Господа, либо являются выражением экстатических эмоций их полностью расцветшей премы. Именно так мы должны понимать