Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 322 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 322

нава-видха – в девяти разновидностях; анджаса – легко; сампадйате – совершается; вичитра – различных; этат – этого (бхакти); раса – вкусов; мадхурйа – сладости; лабдхайе – для обретения.

Но преданные, знающие толк в расах преданного служения, могут заниматься всеми девятью видами бхакти и так без труда ощутить сладость ее разнообразных вкусов.

КОММЕНТАРИЙ: Хотя преданные могут достичь Вайкунтхи при помощи любого из девяти методов бхакти, они нередко занимаются всеми девятью, ибо хотят насладиться ни с чем не сравнимым, неописуемо восхитительным вкусом этой трансцендентной деятельности. Каждый из методов бхакти, начиная со шраваны и киртаны, сам по себе способен даровать наслаждение.

ТЕКСТ 128

тешам касмимшчид экасмин

шраддхайануштхите сати

свайам авирбхавет према

шримат-кришна-падабджайох

тешам – из этих (форм бхакти); касмимшчит – любой; экасмин – одной; шраддхайа – с верой; ануштхите – занятый; сати – если это так; свайам – непроизвольно; авирбхавет – там проявляется; према – чистая любовь; шримат-кришна – Шри Кришны; пада-абджайох – у лотосных стоп.

Если с верой заниматься даже одной из этих форм бхакти, то чистая любовь к лотосным стопам Шри Кришны возникнет сама собой.

КОММЕНТАРИЙ: В «Шри Чайтанья Чаритамрите» (Мадхья, 22.62) Господь Чайтанья Махапрабху объяснил Шриле Санатане Госвами, что шраддху следует понимать как веру (вишваса) в действенность пути бхакти:

шраддха`-шабде вишваса кахе судридха нишчайа

кришне бхакти каиле сарва-карма крита хайа

«„Занимаясь трансцендентным служением Кришне, человек тем самым выполняет и все свои второстепенные обязанности“. Такую твердую и глубокую веру, благоприятную для преданного служения, называют шраддхой».

ТЕКСТ 129

татхапи карйа премнаива

парихарайа хрид-руджах

пхалантарешу камасйа

ваикунтхапти-виродхинах

татха апи – даже так; карйа – практикуемое; премна – с чистой любовью; эва – только; парихарайа – чтобы избежать; хрит – в сердце; руджах – болезни; пхала-антарешу – других целей; камасйа – желание; ваикунтха-апти – достижению Вайкунтхи; виродхитах – которые препятствуют.

Но и в этом случае болезнь стремления к другим целям может помещать преданным достичь Вайкунтхи. Чтобы сохранить свои сердца свободными от этого, преданным надлежит продолжать с чистой любовью заниматься преданным служением.

КОММЕНТАРИЙ: Према, чистая любовь к Богу всегда свободна от эгоистических желаний, которые порождают всевозможные беспокойства, сжигающие больное сердце. Преданный, желающий ощутить высшую реальность премы, должен исцелиться от этого сердечного недуга, иначе по мере исполнения скрытых желаний их путы будут мешать его продвижению по пути к Вайкунтхе. Корысть является причиной бед в этом мире и мешает попыткам человека достичь мира духовного, лежащего за его пределами. Но когда, наконец, в сердце человека пробуждается према, эти пагубные желания исчезают, и свободный от грехов преданный испытывает лишь счастье, как в этой жизни, так и в следующей.

ТЕКСТЫ 130 – 131

йадй апй этадриши бхактир

йатра йатропападйате

тат тат стханам хи ваикунтхас

татра татраива са прабхух

татхапи сарвада сакшад

анйатра бхагавамс татха

на дришйетети ваикунтхо

`вашйам бхактаир апекшйате

йади апи – хотя; этадриши – такое; бхактих – преданное служение; йатра йатра – где бы ни; упападйате – является; тат тат – то; стханам – место; хи – несомненно; ваикунтхах – Вайкунтха; татра татра – там; эва – в действительности; сах – Он; прабхух – Верховный Господь; татха апи – тем не менее; сарвада – всегда; сакшат – непосредственно видимый; анйатра – где-то еще; бхагаван – Верховный Господь; татха – так; на дришйета – не может быть видим; ити – так; ваикунтхах – Вайкунтха; авашйам – обязательно; бхактаих – преданными; апекшйате – должна считаться важным местом.

Всякое место, где служат Господу, следует считать Вайкунтхой, и Господь, несомненно, приходит туда. Но при этом преданные должны с особым почтением относиться к Вайкунтхе в духовном мире, ибо только там можно всегда непосредственно созерцать Личность Бога.

КОММЕНТАРИЙ: Может возникнуть вопрос: если по сравнению с према-бхакти счастье осознания Брахмана кажется убогим и нелепым, если према-бхакти включает в себя все многообразие высшего блаженства и доступно в этом мире, зачем же стремиться куда-то еще? В «Падма Пуране» (в главе «Карттика-махатмья») Сам Господь говорит, что находится там, где преданные помнят о Нем:

нахам васами ваикунтхе

йогинам хридайе на ча

мад-бхакта йатра гайанти

татра тиштхами нарада

«Я живу не на Вайкунтхе и не в сердцах йогов. О Нарада, я нахожусь там, где преданные поют Мне славу».

Вайкунтхадуты отмечают, что есть одна причина, по которой Вайкунтхалока для преданных предпочтительнее, нежели материальный мир. Только в трансцендентном мире, на Вайкунтхе, Верховный Господь всегда доступен взорам, во всем разнообразии Своего очарования, красоты, игр и личных качеств.

ТЕКСТ 132

сарва-пракарика бхактис

тадриши ча саданйатах

на сампадйета нирвигхна

тан-ништхаир бахубхих саха

сарва-пракарика – во всех его формах; бхактих – преданное служение; тадриши – такое; ча – и; сада – всегда; анйатах – где бы то ни было; на сампадйета – не существует; нирвигхна – без тревог; тат – Ему; ништхаих – которые преданы; бахубхих саха – в компании многих преданных.

Ни в одном другом месте не может существовать такой бхакти. Только там можно заниматься преданным служением в любых его формах, без всяких помех и в обществе стольких верных Господу вайшнавов.