Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 324 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 324

точки зрения принципа, согласно которому «просто чувства взаимодействуют с объектами восприятия».

ТЕКСТ 137

анйебхйа ива кармабхйо

бхагавад-бхакти-карматах

вивиктах сан катхам йату

ваикунтхам муктим архати

анйебхйах – от другой; ива – как если бы; кармабхйах – деятельности; бхагават-бхакти – преданного служения Верховной Личности; карматах – от деятельности; вивиктах – отрешенным; сан – будучи; катхам – почему; йату – человек должен идти; ваикунтхам – на Вайкунтху; муктим – освобождения; архати – он заслуживает.

А отказавшись действовать в духе преданности Верховному Господу, как если бы то была деятельность, подобная всякой другой, почему он должен попасть на Вайкунтху? Он может лишь обрести освобождение.

КОММЕНТАРИЙ: Имперсоналисты, считающие преданное служение материальным, не могут получить даже капельку той милости, которое оно дает. Если они действительно достигли наишкармьи, свободы от привязанности к плодам материального труда, они могут обрести освобождение. Но без бхакти они никогда не попадут на Вайкунтху. Чтобы достичь ее, нужно снискать благосклонность бхакти и получить ее благословения. Таким образом, при помощи положительной и отрицательной логики доказывается духовная природа преданного служения.

ТЕКСТ 138

на хй анйа-карма-вад бхактир

апи кармети манйатам

бахир-дриштйаива джалпйета

бхакта-дехади-ват квачит

на – не; хи – в действительности; анйа – другой; карма – деятельности; ват – подобно; бхактих – преданное служение; апи – еще; карма – материальной деятельностью; ити – так; манйатам – пусть оно считается; бахих – внешним; дриштйа – видением; эва – только; джалпйета – пусть это будет сказано неумышленно; бхакта – преданных; деха-ади – тела и так далее; ват – подобно; квачит – иногда.

Даже если люди, чье видение ограничено и обусловлено материей, считают преданное служение лишь еще одной разновидностью кармы, это совсем не так. Пусть они говорят и думают что угодно. То же самое они говорят и думают, когда отвергают тела и личные качества преданных Господа, считая их материальными.

КОММЕНТАРИЙ: Технически деятельное преданное служение также является разновидностью регламентированной деятельности, подобно обязанностям, которые выполняют люди, придерживающиеся варнашрамы. В этом смысле бхакти тоже можно назвать одним из видов кармы. В предыдущем стихе сами Вайкунтхадуты, говоря о преданном служении, назвали его бхакти-кармой. Чтобы успокоить тех, кто не предан Господу, мы готовы пойти на эту уступку. Но ни в коем случае не следует называть преданное служение кармой, имея в виду под этим понятием деятельность материального тела.

В некоторых философских течениях, таких как школа Карма-мимамсы Джаймини, бхагавад-бхакти считается наилучшим из всех видов благочестивой кармы, которая очищает ум. Но они думают так лишь потому, что оценивают бхакти с мирских позиций. Одно и то же слово «тело» может использоваться как по отношению к материальным телам, состоящим из пяти элементов, так и к духовным телам жителей Вайкунтхи, которые по природе своей суть сач-чид-ананда. Аналогичным образом словом «драгоценный камень» можно назвать и стеклянные украшения, и камни чинтамани с Вайкунтхи. А санскритское саттва может использоваться для указания на одну из трех гун материальной природы, но также и для обозначения трансцендентной природы Верховной Истины, источника всего сущего и всей благости. Именно в этом втором значении данное слово используется в священных писаниях, как, например, в следующем стихе «Шримад-Бхагаватам» (10.2.35):

саттвам на чед дхатар идам ниджам бхавед

виджнанам аджнана-бхидапамарджанам

«О Господь, причина всех причин, не будь Твое духовное тело неподвластно гунам материальной природы, никто не мог бы понять разницу между материей и духом». Лишь те, чье видение поверхностно, могут отождествлять материю и дух или использовать одно и то же слово карма для того, чтобы приравнять чистое преданное служение к мирским обязанностям.

ТЕКСТ 139

бхактанам сач-чид-ананда-

рупешв ангендрийатмасу

гхатате сванурупешу

ваикунтхе `нйатра ча сватах

бхактанам – преданных; сат-чит-ананда – вечных, исполненных знания и блаженства; рупешу – в телах; анга – из частей тела; индрийа – и чувств; атмасу – которые состоят; гхатате – проявляет; сва-анурупешу – которые (тела) подходят для них; ваикунтхе – на Вайкунтхе; анйатра – где-то еще; ча – и; сватах – непроизвольно.

На Вайкунтхе и в других местах трансцендентная сущность преданного служения сама собой проявляется в телах преданных Господа, которые по строению своему идеально отвечают их природе. Эти тела состоят из сач-чид-ананды и обладают органами и чувствами.

КОММЕНТАРИЙ: Итак, мы установили, что преданное служение – это трансцендентная деятельность, естественным образом проявляющаяся в очищенных сердцах преданных; она не материальна по своей природе. Но может возникнуть вопрос, каким образом эта самопроизвольно возникшая бхакти может явиться у преданных в виде слушания и повторения, в которых задействованы тело и органы чувств. Дабы прояснить это сомнение, необходимо понять, что преданные Верховного Господа, будь то на Вайкунтхе или где бы то ни было еще, занимаются бхакти при помощи духовных тел и чувств. В этом понимании нет никаких несоответствий, ибо части тел и органы чувств чистых вайшнавов обладают тем же качеством духовности, что и чистое преданное служение. Даже вайшнавы, которые все еще пребывают в материальном мире, в телах, состоящих из материальной энергии, могут заниматься чистым преданным служением, ибо пробудившаяся в их сердцах бхакти преобразует их тела. Они могут в