Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 326 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 326

анимишам ришабханувриттйа

дуре йама хй упари нах сприханийа-шилах

бхартур митхах су-йашасах катхананурага-

ваиклавйа-башпа-калайа пулаки-критангах

«Люди, в теле которых происходят изменения, вызванные экстазом, чье дыхание учащается, а тело покрывается испариной, когда они слышат восхваления Господа, входят в царство Бога, даже если никогда не занимались медитацией и не совершали никаких других аскез. Царство Бога находится выше материальных вселенных, и попасть в него мечтаю даже я и другие полубоги».

ТЕКСТ 146

премно `нтар-ангам кила садханоттамам

манйета каишчит смаранам на киртанам

экендрийе вачи вичетане сукхам

бхактих спхуратй ашу хи киртанатмика

премнах – чистой любви; антах-ангам – главным; кила – в действительности; садхана-уттамам – высшим средством достижения; манйета – считается; каишчит – некоторыми; смаранам – памятование; на – не; киртанам – воспевание; эка-индрийе – в одном-единственном чувстве; вачи – речи; вичетане – бессознательное; сукхам – легко; бхактих – преданное служение; спхурати – является; ашу – быстро; хи – в действительности; киртана-атмика – в форме повторения.

Преданное служение в форме киртаны быстро осваивается, внешне кажется простым и проявляется о одном-единственном чувстве – речи, которое само по себе не обладает жизнью и сознанием. Поэтому некоторые думают, что главным способом духовной практики, который наиболее эффективно приводит к преме, является вовсе не повторение, а памятование.

КОММЕНТАРИЙ: Учителя йоги, живущие на Таполоке, высказали мнение, что из всех форм преданного служения лучшей является смарана, памятование. Пиппалаяна и другие мудрецы его круга настаивали на том, что главным способом достижения премы является не повторение имен Господа, а памятование о Нем. Они обосновывали свое мнение тем, что киртана задействует в служении лишь одно чувство, а именно речь, которая является одной из кармендрий, материальных сущностей, лишенных сознания. А поскольку достичь совершенства в киртане можно очень быстро, результат ее должен уступать тому результату, к которому приводит смарана.

ТЕКСТ 147

бхактих пракришта смаранатмикасмин

сарвендрийанам адхипе вилоле

гхоре балиштхе манаси прайасаир

ните вашам бхати вишодхите йа

бхактих – преданное служение; пракришта – высшее; смарана-атмика – в форме памятования; асмин – в этом; сарва-индрийанам – из всех чувств; адхипе – в главном; вилоле – беспокойном; гхоре – ужасный; балиштхе – сильный; манаси – ум; прайасаих – неимоверными усилиями; ните – приводит; вашам – под контроль; бхати – проявляет; вишодхите – которое полностью очистилось; йа – которое (бхакти).

Они думают, что, когда человек неимоверными усилиями смиряет и полностью очищает свой ум – беспокойного, ужасного и могучего властителя чувств – в нем проявляется бхакти в своем наивысшем выражении, в форме памятования.

КОММЕНТАРИЙ: Каждый человек по опыту знает, что управлять умом очень трудно. Смирить и очистить его – это великое достижение. Поскольку ум управляет чувствами, то, когда он в подчинении, то под контролем находится и деятельность чувств, в том числе и киртана. Вспомним слова санньяси из Аванти, приведенные в «Шримад-Бхагаватам» (11.23.47, 45):

мано-ваше `нйе хй абхаван сма дева

манаш ча нанйасйа вашам самети

бхишмо хи девах сахасах сахийан

йунджйад ваше там са хи дева-девах

«С незапамятных времен все чувства находятся во власти ума. Сам же ум никогда не попадает под влияние какого бы то ни было другого чувства. Он – сильнее сильного, и его божественное могущество вселяет страх. Поэтому всякий, кто смог подчинить его себе, становится хозяином всех чувств».

данам сва-дхармо нийамо йамаш ча

шрутам ча кармани ча сад-вратани

сарве мано-ниграха-лакшанантах

паро хи його манасах самадхих

«Благотворительность, исполнение предписанных обязанностей, соблюдение главных и второстепенных регулирующих принципов, слушание священных писаний, благочестивая деятельность и соблюдение очистительных обетов – цель всего этого – подчинить себе ум. Сосредоточение ума на Всевышнем – наивысшая форма йоги».

Поэтому, по мнению жителей Таполоки, человек достигает высшего совершенства, когда подчиняет себе ум и задействует его в памятовании о Верховном Господе.

ТЕКСТ 148

манйамахе киртанам эва сат-тамам

лолатмакаика-сва-хриди спхурат-смритех

вачи сва-йукте манаси шрутау татха

дивйат паран апй упакурвад атмйа-ват

манйамахе – мы считаем; киртанам – повторение; эва – только; сат-тамам – самым прекрасным; лола-атмака – неустойчивом; эка – только; сва-хриди – в сердце; спхурат – проявляющееся; смритех – чем памятование; вачи – в способности говорить; сва – в этом (повторении); йукте – которая задействована; манаси – в уме; шрутау – в слухе; татха – также; дивйат – участвует; паран – другим; апи – также; упакурват – оно помогает; атмйа-ват – как и самому человеку.

Мы же считаем единственной непревзойденной формой бхакти слушание. Оно лучше, чем памятование, которое проявляется лишь в беспокойном сердце человека. Для того, чтобы прославлять Господа, приходится укрощать не только речь, которая непосредственно участвует в этом, но и ум, и слух. Кроме того, киртанам помогает не только человеку, который совершает его, но и другим.

КОММЕНТАРИЙ: Таково личное мнение Вайкунтха-дутов. Смарана – всецело внутренняя деятельность, но киртана, в которой активно задействуется способность говорить, влияет как на внутреннюю, так и на внешнюю среду. Также киртана воздействует на ум, подсознательно приводя его в соприкосновение со всеми духовными функциями чувств. Если такое тонкое соприкосновение отсутствует, душа не может пробудиться к подлинной жизни. Трансцендентный звук киртаны входит в ухо сам,