Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 327 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 327

без каких бы то ни было усилий со стороны слушающего, и поэтому приносит благо не только тому, кто поет, но и всякому, кто слышит это пение, считая их всех своими подчиненными. Памятование не обладает такой силой. В действительности, смарана не может проявиться во всей полноте, пока ум не перестанет быть изменчивым. Поэтому, реалистически рассматривая сравнительную ценность смараны и киртаны, мы обнаружим, что трудность для выполнения не делает смарану более важной. В «Вишну Пуране» (6.8.57) мудрец Парашара говорит:

йасмин нйаста-матир на йати наракам сварго `пи йач-чинтане

вигхно йатра нивешитатма-манасо брахмо `пи локо `лпаках

муктим четаси йах стхито `мала-дхийам пумсам дадатй авйайах

ким читрам йад агнах прайати вилайам татрачйуте киртите

«Тот, кто сосредоточил мысли на Господе Ачьюте, никогда не попадет в ад. В действительности, думая о Нем, он отправится на небеса. Для того, чей ум полностью погружен в раздумья о Нем, даже мир Брахмы является лишь мелким препятствием на пути. Тем чистым душам, в чьих сердцах присутствует непогрешимый Господь, Он дарует освобождение. Так стоит ли удивляться тому, что, когда поют славу Господу Ачьюте, все грехи уничтожаются?»

Благодаря киртане имен Господа Вишну достиг освобождения даже грешный Аджамила, который вовсе не мог помнить Господа. Прославляя Господа, человек естественным образом обретает все благие результаты, которые приносит медитация, жертвоприношения и храмовое поклонение. Особенно это касается нынешнего века:

дхйайан крите йаджан йаджнаис

третайам двапаре `рчайан

йад апноти тад апноти

калау санкиртйа кешавам

«То, чего в век Крита достигали посредством медитации, в Трета-югу – при помощи ритуальных жертвоприношений, а в Двапару – поклоняясь Божеству, в этот век Кали можно достичь громким пением имен Кешавы» («Вишну Пурана», 6.2.17). Заявление, сделанное в этом и других высказываниях, где говорится о могуществе харинама-санкиртаны, – не просто стилистический прием. Его доказывают истории жизни многих вайшнавов, достигших совершенства.

ТЕКСТ 149

бахйантарашеша-хришика-чалакам

ваг-индрийам сйад йади самйатам сада

читтам стхирам сад-бхагават-смритау тада

самйак правартета татах смритих пхалам

бахйа – внешние; антара – и внутренние; ашеша – все; хришика – чувства; чалакам – которое движет; вак-индрийам – чувство речи; сйат – есть; йади – если; самйатам – под контролем; сада – постоянно; читтам – ум; стхирам – устойчивый; сат – трансцендентном; бхагават – о Верховном Господе; смритау – в памятовании; тада – тогда; самйак – должным образом; правартета – развивается; татах – тогда; смритих – памятование; пхалам – в результате.

Если постоянно подчинять себе речь, которая приводит в движение все внешние и внутренние чувства, то и ум становится устойчивым, и тогда его можно должным образом задействовать в трансцендентном памятовании о Господе. Таким образом, памятование развивается в результате повторения.

ТЕКСТ 150

эвам прабхор дхйана-ратаир матах чед

буддхйедришам татра вивечанийам

дхйанам париспхурти-вишеша-ништха

самбандха-матрам манаса смритир хи

эвам – так; прабхох – на Господа; дхйана-ратаих – теми, кто привязан к медитации; матах – считается; чет – если; буддхйа – с их разумом; идришам – таким образом; татра – в этом отношении; вивечанийам – следует разграничить; дхйанам – медитация; париспхурти – проявление; вишеша – с определенными качествами; ништха – предполагающая; самбандха – соприкосновение; матрам – просто; манаса – с умом; смритих – памятование; хи – непременно.

Если те, кто привязан к медитации на Господа, по-прежнему будут настаивать на том, что памятование намного важнее, пусть они используют свой разум и проведут следующее разграничение: в медитации Господь раскрывает Себя полностью, со всеми Своими особыми качествами, но при памятовании ум просто соприкасается с Ним.

КОММЕНТАРИЙ: Некоторые искренние и разумные вайшнавы твердо убеждены, что медитация на Господа – лучшая форма преданного служения. Поскольку в своей медитации они черпают подлинный духовный вкус, к их мнению стоит прислушаться; но, как предлагают здесь Вайкунтхадуты, это мнение следует немного подкорректировать.

Сторонники медитации размышляют следующим образом. Способность говорить может мобилизовать все чувства, как внешние (слух и ему подобные), так и внутренние (ум). Если, подчинив себе речь (будь то через молчание или через бхагавата-киртану), человек успокаивает ум, он может приступить к памятованию о Верховном Господе. Таким образом, киртана – это способ достичь смараны. В писаниях может говориться о том, что совершенство киртаны само по себе является целью и естественным образом включает в себя результаты смараны, – но это относится лишь к особой ситуации, сложившейся в наш век. Могут также сказать, что великим порокам Кали-юги можно противостоять лишь в высшей степени могущественным методом киртаны, а вовсе не медитацией или другими способами. В действительности же не существует абсолютного правила, согласно которому медитации на Господа недостаточно, чтобы смыть скверну нынешнего века. Напротив, сотни цитат из священных писаний убедительно доказывают, что, просто помня о Личности Бога, человек тем самым избавляется от всех последствий своих грехов. Поэтому медитация – лучшая форма преданного служения.

Вайкунтхадуты согласны с этим мнением, однако с некоторыми оговорками. Нужно понимать, что подлинная медитация на Верховного Господа начинается на очень высокой стадии преданного служения. В медитации преданный постигает Господа, пребывающего в его сердце, и непосредственно воспринимает многие детали Его утонченной красоты и очарования, со