Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 328 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 328

стоп до волос на Его голове. Но при более распространенном смрити (памятовании) ум лишь соприкасается с Господом, как бывает в тех случаях, когда мы думаем «Бог есть» или «я – слуга Верховного Господа».

ТЕКСТ 151

чед дхйана-вегат кхалу читта-вриттав

антар-бхавантиндрийа-вриттайас тах

санкиртана-спаршана-даршанадйа

дхйанам тада киртанато `сту варйам

чет – если; дхйана – медитации; вегат – силой; кхалу – в действительности; читта-вриттау – в деятельность ума; антах-бхаванти – погружаются; индрийа-вриттайах – функции чувств; тах – они; санкиртана – прославление; спаршана – касание; даршана-адйах – созерцание и так далее; дхйанам – медитация; тада – тогда; киртанатах – чем прославление; асту – пусть будет; варйам – выше.

Если благодаря медитации все функции органов чувств – санкиртана Господа, телесный контакт с Ним, Его созерцание и так далее – поглощаются функциями ума, то можно считать, что медитация лучше громкого пения.

КОММЕНТАРИЙ: Если преданный настолько хорошо овладевает дхьяной (искусством медитации на Господа), что служение, которое он раньше совершал при помощи речи, касания, зрения и других чувств, становится естественной деятельностью его ума, то медитация для него, несомненно, будет наиболее подходящим видом духовной практики. Он может продолжать шравану, киртану и прочие виды служения внутри, в своем сердце, а его внешние чувства могут участвовать в этом, а могут и не участвовать.

ТЕКСТ 152

притир йато йасйа сукхам ча йена

самйаг бхавет тад расикасйа тасйа

тат садханам шрештха-тамам су-севйам

садбхир матам пратй ута садхйа-рупам

притих – удовлетворение; йатах – из которого; йасйа – чье; сукхам – счастье; ча – и; йена – которым; самйак – полное; бхавет – есть; тат – этого; расикасйа – преданного, обладающего подлинным духовным вкусом; тасйа – его; тат – эта; садханам – практика; шрештха-тамам – лучшей; су-севйам – наиболее подходящей для того, чтобы следовать; садбхих – святыми; матам – считается; прати ута – скорее; садхйа-рупам – как цель усилий.

Самым лучшим и эффективным для человека, обладающего подлинным духовным вкусом, святые считают тот метод преданного служения, от которого он испытывает удовлетворение и совершенную радость. Это не только лучший метод, но и сама цель его усилий.

КОММЕНТАРИЙ: Как относиться к медитации, в которой вайшнав не испытывает тех же ощущений, как при санкиртане или касании Господа и так далее, а просто созерцает Его облик? Такой вид преданного служения также следует считать совершенным – для того вайшнава, который получает от него удовольствие. Когда преданный чувствует сильное влечение к любому из девяти видов служения Господу, данный конкретный метод становится для него средством достичь быстрого исполнения всех своих желаний. Более того, его практика постепенно эволюционирует в прему, конечную цель жизни преданного.

ТЕКСТ 153

санкиртанад дхйана-сукхам вивардхате

дхйанач ча санкиртана-мадхури-сукхам

анйонйа-самвардхакатанубхуйате

`смабхис тайос тад двайам экам эва тат

санкиртанат – от санкиртаны; дхйана – медитации; сукхам – счастье; вивардхате – возрастает; дхйанат – от медитации; ча – и; санкиртана – санкиртаны; мадхури – от сладости; сукхам – радость; анйонйа – взаимного; самвардхаката – качество усиления; анубхуйате – ощущается; асмабхих – нами; тайох – из двух; тат – таким образом; двайам – два; экам – один; эва – воистину; тат – это.

Санкиртана усиливает радость медитации, а медитация – сладостное блаженство санкиртаны. Мы по опыту знаем, что два эти метода взаимно усиливают друг друга и потому в действительности являются единым целым.

КОММЕНТАРИЙ: По личному мнению посланников с Вайкунтхи, благоприятны и медитация, и санкиртана. Два эти метода преданного служения поддерживают друг друга, и поскольку, в зависимости от времени, места и обстоятельств, один или другой из них может оказаться предпочтительней, такая взаимозависимость не должна никого смущать. Они могут выполняться и по отдельности, но, в конечном счете, ни тот, ни другой не является полным сам по себе, без второго. Вне зависимости от того, что из них служит причиной, а что – следствием, два эти метода по сути своей неотличны друг от друга.

ТЕКСТ 154

дхйанам ча санкиртана-ват сукха-прадам

йад вастуно `бхишта-тарасйа касйачит

читте `нубхутйапи йатхеччхам удбхавеч

чхантис тад-экапти-вишакта-четасам

дхйанам – медитация; ча – и; санкиртана-ват – подобно прославлению; сукха-прадам – дарующая счастье; йат – как; вастунах – объекта; абхишта-тарасйа – самого желанного; касйачит – определенного; читте – в сердце; анубхутйа – воспринимая; апи – в действительности; йатха-иччхам – в соответствии с желанием; удбхавет – человек достигает; шантих – мира; тат – так; эка – только одной; апти – цели; вишакта – намерение; четасам – тех, у чьих сердец.

Медитация приносит ту же радость, что и санкиртана, когда погруженный в нее преданный непосредственно созерцает объект своего заветного желания. Такой преданный, сосредоточенный лишь на достижении этого желанного объекта, которому он поклоняется, непременно обретет духовное умиротворение.

ТЕКСТЫ 155 – 156

йатха джвара-руджартанам

шиталамрита-патхасах

манах-панад апи трутйет

трид-ваикалйам сукхам бхавет

тат-тат-санкиртаненапи

татха сйад йади шакйате

сатам атха вивикте `пи

ладжджа сйат сваира-киртане

йатха – как; джвара – лихорадочной; руджа – от болезни; артанам – для тех, кто страдает; шитала – прохладной; амрита – подобной нектару; патхасах – воды; манах – умом; панат – питьем; апи – даже; трутйет – уменьшается; трит – жажды; ваикалйам – возбуждение; сукхам