Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 333 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 333

есть; лина – исчезло; на – не; сакшат – непосредственно; бхагават – Верховного Господа; дидрикша – сильное желание видеть; тваттах – у тебя; тапах-лока-ниваси – жителей Таполоки; вакйаих – высказываниями.

Мы видим, что в тебе прочно укрепилась величайшая милость Шри Кришначандры. Ведь даже аргументы жителей Таполоки не смогли искоренить в тебе желание видеть Верховного Господа лично.

ТЕКСТ 175

рупам сатйам кхалу бхагаватах сач-чид-ананда-сандрам

йогйаир гахйам бхавати каранаих сач-чид-ананда-рупам

мамсакшибхйам тад апи гхатате тасйа карунйа-шактйа

садйо-лабдхйа тад-учита-гатер даршанам свехайа ва

рупам – облик; сатйам – абсолютно реальный; кхалу – в действительности; бхагаватах – Верховного Господа; сат-чит-ананда – вечности, знания и блаженства; сандрам – средоточие; йогйаих – соответствующими; гахйам – воспринимаемая; бхавати – есть; каранаих – чувствами; сат-чит-ананда-рупам – форма, состоящая из сач-чид-ананды; мамса – плоти; акшибхйам – глазами; тат – то; апи – также; гхатате – происходит; тасйа – Его; карунйа – милости; шактйа – силой; садйах – сразу; лабдхйа – достигая; тат – для этого; учита – подходящего; гатех – объекта; даршанам – видение; сва-ихайа – своими стараниями; ва – или.

Форма Верховной Личности Бога, абсолютно реальная по своей природе, есть средоточие вечности, знания и блаженства. Воспринять ее можно лишь при помощи чувств, которые подходят для этого. Но благодаря милости Господа человек может быстро увидеть ее даже нынешними глазами. Так он созерцает объект, наиболее подходящий для его зрения. Достичь этого можно по милости Господа или даже собственными усилиями.

КОММЕНТАРИЙ: В этом и следующем стихе вкратце излагаются взгляды Пиппалаяны Риши, который на Таполоке советовал Гопа-кумару заниматься медитацией, считая это наилучшим методом осознания Верховного Господа. Воспринять Господа можно лишь чувствами, которые подходят для этого, говорит он, но милостью Господа ограниченные чувства обусловленной души могут преобразоваться и обрести способность воспринять безграничное. При помощи энергии милости Господа (карунйа-шакти) удачливой душе раскрывается Его личный облик. Или же душа обретает способность обнаружить Господа даже посредством собственных чувств. Никакие материальные обстоятельства не в силах ограничить влияние карунья-шакти Верховного Господа.

ТЕКСТ 176

тад-даршане джнана-дришаива джайа-

мане `пи пашйамйахам эша дригбхйам

мано бхавет кришна-крипа-прабхава-

виджнапако харша-висеше-вриддхйаи

тат – его; даршане – видение; джнана – знания; дриша – глазом; эва – в действительности; джайамане – когда оно появляется; апи – даже; пашйами – вижу; ахам эшах – я сам; дригбхйам – своими двумя глазами; манах – предположение; бхавет – может возникнуть; кришна-крипа – милости Кришны; прабхава – силой; виджнапаках – показатель; харша-вишеша – особой радости; вриддхйаи – возрастания.

Хотя человек может созерцать Господа глазом знания, ему может казаться: «Я вижу Его собственными глазами». Это лишь свидетельствует о том, насколько могущественна милость Кришны, благодаря которой преданный чувствует, как его особая, неповторимая радость раскрывается.

КОММЕНТАРИЙ: Некоторые мыслители, которые менее преданы Богу, чем Пиппалаяна, могут возразить ему, что созерцать Верховного Господа можно лишь глазами знания, а никак не внешними чувствами. Если бы Всевышний был доступен материальному зрению, Он не мог бы считаться трансцендентным и самопроявленным. Пиппалаяна ответил бы, что, даже если это и так, особое блаженство может ощутить лишь тот, кто думает, что видит Господа своими глазами. И даже если преданные только воображают, что видят Личность Бога своими глазами, блаженство, которые они ощущают, реально. Это блаженство само по себе является доказательством того, что на них низошла энергия особой милости Господа, заставив их сердца преисполниться радостного изумления: «Невозможно увидеть Всевышнего, но сейчас я вижу Его перед собой!»

ТЕКСТ 177

прабхох крипа-пура-балена бхактех

прабхавато ва кхалу даршанам сйат

атах париччхинна-дришапи сидхйен

нирантарам тан манасева самйак

прабхох – Господа; крипа – милости; пура – потока; балена – силой; бхактех – бхакти; прабхаватах – под влиянием; ва – или; кхалу – в действительности; даршанам – видение; сйат – может произойти; атах – так; париччхинна – ограниченным; дриша – зрением; апи – даже; сидхйет – может быть достигнуто; нирантарам – постоянное; тат – это; манаса – умом; эва – только; самйак – непосредственно.

Благодаря великой милости Господа или естественному влиянию преданного служения человек может увидеть Его. Таким образом, даже со своим ограниченным зрением он может постоянно созерцать Бога, подобно тому, как созерцает Его посредством ума во время медитации.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь Вайкунтхадуты, не желая далее соглашаться с мыслями Пиппалаяны, отвергают одну из его идей. Пиппалаяна мог сказать: «Созерцание Верховного Господа собственными глазами несовершенно, ибо несовершенно по своей природе само внешнее восприятие. Внешнее созерцание Господа неизбежно будут затруднять помехи и препятствия. Но ум в высшей степени тонок; с его помощью везде и в любых обстоятельствах можно получить даршан Господа и без помех наслаждаться им». Хотя на Таполоке Пиппалаяна не говорил этого Гопа-кумару, в этом стихе Вайкунтхадуты опровергают подобный подход. По безграничной милости Верховного Господа даже грубые глаза могут созерцать Его во всем великолепии. Это еще одно свидетельство того, насколько действенно преданное служение.

ТЕКСТ 178

на чет катханчин на манасй апи сйат

свайам-прабхасйекшанам ишварасйа

гханам сукхам санджанайет катханчид

упаситах сандра-сукхатмако `сау

на – не; чет – если; катханчит – как-либо; на – не; манаси – в уме; апи