Хотя преданные, подобные Прахладе, сыну Каядху, видят Господа в своих сердцах, они всегда жаждут лицезреть Его собственными глазами. Доказательство этому – то, что, увидев Его, они переживают особые проявления экстаза.
КОММЕНТАРИЙ: Нам надлежит всерьез относиться к опыту Прахлады и других великих преданных, ибо сад-ачара, поведение возвышенных святых, является важным свидетельством, когда речь идет о том, чтобы выявить подлинную ценность чего-либо. Согласно «Хари-бхакти-судходае», в сердце Прахлады чистая любовь полностью расцвела после того, как он впервые увидел Господа Нрисимху.
ТЕКСТ 182
кришнасйа сакшад апи джайате йат
кешанчид акши-двайа-миланади
дхйанам на тат кинту мудам бхарена
кампади-ват према-викара эшах
кришнасйа – Кришны; сакшат – непосредственное; апи – хотя; джайате – происходит; йат – которое; кешанчит – некоторых людей; акши-двайа – глаз; милана-ади – закрывание и так далее; дхйанам – медитация; на – не; тат – это; кинту – скорее; мудам – радости; бхарена – от избытка; кампа-ади – дрожь и другие признаки экстаза; ват – напоминающее; према – чистой любви; викарах – преобразование; эшах – это.
Бывает так, что, даже видя Кришну перед собой, некоторые преданные закрывают глаза и словно уходят в себя. На первый взгляд это может показаться медитацией, но в действительности это не так. Скорее, это можно счесть метаморфозой, вызванной избытком счастья, равно как и дрожание и прочие признаки, наблюдаемые у преданных, охваченных чистой любовью.
КОММЕНТАРИЙ: Этот стих – ответ на возможное возражение, согласно которому Санака-кумар и его братья, повстречав Господа на Вайкунтхе, погрузились в медитационный транс. В Третьей песни «Шримад-Бхагаватам» (3.15.44) Майтрея Муни описывает:
те ва амушйа ваданасита-падма-кошам
удвикшйа сундаратарадхара-кунда-хасам
лабдхашишах пунар авекшйа тадийам ангхри-
двандвам накхаруна-мани-шрайанам нидадхйух
«Прекрасный лик Господа вызвал в их памяти образ голубого лотоса, а Его улыбка напомнила им о распустившемся цветке жасмина. Увидев Его лицо, мудрецы испытали полное удовлетворение; желая и дальше созерцать Господа, они перевели взоры на пальцы Его лотосных стоп с алыми, как рубины, ногтями. Не отрывая взгляда от трансцендентного тела Господа, они в конце концов погрузились в медитацию на образ Господа».
Употребленное в этом стихе слово нидадхйух, производное от глагола нидхйаи, «пребывать в глубокой медитации», на первый взгляд свидетельствует о том, что, увидев Господа, Кумары погрузились в пассивную, созерцательную медитацию на Его образ. Но, как замечают Вайкунтхадуты, нам не следует основывать свои выводы лишь на внешнем проявлении этих признаков. Закрытые глаза и неподвижность не обязательно свидетельствуют о медитативном трансе. Они могут служить внешним проявлением бхав, экстатических эмоций преданного, аналогичным другим их телесным признакам, таким как дрожь и «гусиная кожа». Майтрея Муни называет экстаз Кумаров «медитацией» только потому, что он похож на нее внешне. Таким образом, превосходство лицезрения Господа собственными глазами по-прежнему остается не опровергнуто.
ТЕКСТ 183
дхйанам парокше йуджйета
на ту сакшан маха-прабхох
апарокше парокше `пи
йуктам санкиртанам сада
дхйанам – медитация; парокше – когда Он невидим; йуджйета – подходящая; на – не; ту – но; сакшат – будучи видим; маха-прабхох – Верховный Господь; апарокше – когда Он невидим; парокше – когда Он видим; апи – также; йуктам – пригодное; санкиртанам – повторение Его имен; сада – всегда.
Медитация имеет смысл в том случае, когда Верховного Господа нельзя увидеть, а не когда Он лично присутствует. Санкиртана же всегда уместна, видим мы Господа или нет.
КОММЕНТАРИЙ: Завершая спор на особенно сладостной ноте (мадхурена самапайет), посланники с Вайкунтхи снова и снова подчеркивают важность нама-санкиртаны. Лицезреть Верховного Господа своими глазами лучше, чем просто созерцать Его в медитации, а лучшим способом увидеть Его воочию является повторение Его святых имен. Самые разные преданные своим поведением вполне убедительно свидетельствуют о том, что санкиртана уместна в любой ситуации. К примеру, в «Шримад-Бхагаватам» (10.33.7) описывается, как гопи из Вриндавана повторяли имена Господа, танцуя с Ним во время раса-лилы:
пада-нйасаир бхуджа-видхутибхих са-смитаир бхру-виласаир
бхаджйан мадхйаиш чала-куча-патаих кундалаир ганда-лолаих
свидйан-мукхйах кавара-расанагрантхайах кришна-вадхво
гайантйас там тадита ива та мегха-чакре виреджух
«Гопи пели хвалу Кришне, и стопы их при этом передвигались, а руки демонстрировали изящные жесты. Они играли бровями и сладко улыбались. Косы их были туго заплетены, а пояса затянуты. Вращая талией, с лицами, покрытыми испариной, и разметавшимися накидками, уже не прикрывавшими грудь, с серьгами, целующими щеки, супруги Господа Кришны сверкали, словно молнии в гряде темных туч».
Это описано также в «Шри Вишну Пуране» (5.13.52, 56):
кришнах шарач-чандрамасам
каумуди-кумудакарам
джагау гопи-джанас тв экам
кришна-нама пунах пунах
«Кришна славил осеннюю луну, чье сияние пробудило ночные лотосы. Гопи же просто снова и снова пели имена Кришны».
раса-гейам джагау кришно
йават тарайата-дхваних
садху кришнети кришнети
тават та дви-гунам джагух
«Кришна пел песнь раса-лилы, и голос Его становился все громче и громче. В ответ гопи дважды пропели столь же громко: „Чудесно, о Кришна! О Кришна!“»
В Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» упоминается несколько случаев, когда преданные Кришны в Его отсутствие пели Ему хвалу. Так было в случае, когда перед танцем раса гопи возносили молитвы (глава 31), после того, как Кришна ушел с танца раса (глава 35), и потом, когда Уддхава