Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 334 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 334

– даже; сйат – может случиться; свайам-прабхасйа – самосветящегося; икшанам – лицезрение; ишварасйа – верховного повелителя; гханам – сильное; сукхам – счастье; санджанайет – может возникнуть; катханчит – любым образом; упаситах – почитаемый; сандра – концентрированное; сукха-атмаках – олицетворение счастья; асау – Он.

Если бы было иначе, то человек совсем не мог бы лицезреть лучезарного верховного повелителя, даже в уме. Как бы человек ни поклонялся Господу, Господь дарует ему огромное счастье, ибо Сам является воплощением этого счастья.

КОММЕНТАРИЙ: Если бы подлинными причинами осознания Господа не были Его особая милость и могущество преданного служения, в таком случае и мысленное Его созерцание было бы невозможно, ибо Господь проявляется по Своей воле и не поддается восприятию ума и чувств. Поскольку Он – полностью независимый повелитель всего сущего, никто не может заставить Его явиться. Сторонник внутренней медитации может возразить, что, воспринимая Господа внутри, при помощи ума с его безграничными возможностями, человек ощущает безграничное блаженство. Тогда как, если созерцать Господа глазами, возможности которых ограничены, можно ощутить лишь малую долю этого счастья. Но Вайкунтхадуты отвечают, что Верховный Господь дарует преданным огромное счастье вне зависимости от того, каким способом они ему поклоняются – в медитации или непосредственно воспринимая Его внешними чувствами и действуя с их помощью. Согласно «Тайттирия Упанишад» (2.7), Всевышний по самой Своей природе есть безграничное блаженство. Расо ваи сах, расам хй эвайам лабдхвананди бхавати: «Всевышный есть сама раса. Обретая эту расу, живое существо чувствует блаженство».

ТЕКСТ 179

дригбхйам прабхор даршанато хи сарватас

тат-тат-прасадавали-лабдхир икшйате

сарвадхикам сандра-сукхам ча джайате

садхйам тад эва шраванади-бхактитах

дригбхйам – двумя глазами; прабхох – Господа; даршанатах – от лицезрения; хи – в действительности; сарватах – повсюду; тат-тат – различной; прасада – милости; авали – изобилия; лабдхих – достижение; икшйате – видимое; сарва – ко всем; адхикам – высшее; сандра – концентрированное; сукхам – счастье; ча – и; джайате – развивается; садхйам – цели; тат – этой; эва – в действительности; шравана – от слушания; ади – и так далее; бхактитах – виды преданного служения.

Везде мы видим, как, созерцая Господа глазами, люди получают Его всевозможную милость и ощущают необыкновенно сильное, ни с чем не сравнимое счастье. В действительности, Его лицезрение является целью слушания и всех остальных видов преданного служения.

КОММЕНТАРИЙ: Результаты лицезрения Господа собственными глазами превосходят плоды, которые человек обретает, увидев Его внутренним взором. «Шримад-Бхагаватам» и другие Пураны свидетельствуют о том, как вайшнавам, подобным Кардаме или Прахладе, удавалось снискать великую милость Верховного Господа, увидевшись с Ним лично. На Таполоке мудрец Пиппалаяна сказал Гопа-кумару, что подобную милость получил и Шри Брахма, медитируя на Господа, но подобных случаев было всего несколько, и лишь немногим удачливым душам, подобным Брахме, удалось достичь такого успеха в медитации. Кроме того, посланники с Вайкунтхи провозглашают, что счастье, которое человек испытывает от непосредственного восприятия Господа своими чувствами, не имеет равных. Такое совершенное видение, обретаемое благодаря преданному служению в форме слушания, повторения, памятования и так далее, является также конечным результатом, к которому должна привести внутренняя медитация преданного.

ТЕКСТ 180

сарвешам садхананам тат-

сакшат-каро хи сат пхалам

тадаива-мулато майа

нашйет премапи вардхате

сарвешам – всех; садхананам – видов духовной практики; тат – Его; сакшат-карах – непосредственное лицезрение; хи – в действительности; сат – истинное; пхалам – благо; тада – тогда; эва – только; а-мулатах – до самого корня; майа – иллюзия; нашйет – уничтожается; према – чистая любовь к Богу; апи – и; вардхате – расцветает.

Непосредственное лицезрение Господа – воистину та награда, к которой должны приводить все виды духовной практики. Только она до основания уничтожает иллюзию, чтобы в сердце человека могла расцвести чистая любовь к Богу.

КОММЕНТАРИЙ: Непосредственное лицезрение Господа Вишну, будучи высшим результатом всех усилий, предпочтительнее даже созерцания Его в медитации. Когда человек видит Господа своими глазами, это уничтожает самый корень всей иллюзии – забвение о Нем. Это описано в Первой песни «Шримад-Бхагаватам» (1.2.21):

бхидйате хридайа-грантхиш

чхидйанте сарва-самшайах

кшийанте часйа кармани

дришта эватманишваре

«Так разрубается узел в сердце и вдребезги разбиваются все сомнения. Цепь кармической деятельности обрывается, когда человек видит, что господином является Бог». Узы кармической деятельности, сомнения и путаница, свойственные мирскому сознанию, узел материальных желаний – все это обременяет обусловленную душу. Но когда она вновь обретает своего дорогого друга, Высшую Душу, ее не затрагивают больше все эти отклонения.

Когда человек чувствует красоту и привлекательность премы к Господу Вишну, в его сердце непроизвольно возникает естественная жажда чистой любви.

ТЕКСТ 181

кайадхавадер хриди пашйато `пи

прабхум садакшна кила тад-дидрикша

татра праманам хи татхавалоканад

анантарам бхава-вишеша-лабхах

кайадхава – сына Каядху (Прахлады); адех – и других; хриди – в сердце; пашйатах – созерцаемый; апи – хотя; прабхум – Господа; сада – всегда; акшна – их глазами; кила – в действительности; тат – Его; дидрикша – желание видеть; татра – в этом; праманам – свидетельство; хи – в действительности; татха – так; авалоканат – видя; анантарам – после; бхава-вишеша – особых проявлений экстаза; лабхах – ощущение.