Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 367 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 367

и равенство. Формы Господа суть прибежище и сокровище земли. Среди них – Нара-Нараяна, и Даттатрея, и Парашурама, сын Джамадагни, и Капила. Есть и те, кто ради забавы принимает облик Божеств, и именно их ты видел на Сваргалоке и других высших планетах как Вишну и Ягьешвару. Есть различные воплощения Господа, такие как Матсья, Курма, Маха-Вараха, Шриман Нрисимха и Вамана. Каждой из этих форм Господа присущи собственные деяния, у каждой есть свои имена. Но все они исполнены вечности, знания и блаженства. Проявляясь во многообразии, в сути своей они всегда едины.

КОММЕНТАРИЙ: Освобожденные преданные Верховного Господа могут демонстрировать разнообразие личностей в пределах единого духовного бытия, ибо Господь даровал им такую способность, поделившись Своей непостижимой способностью быть одновременно одним и многими. Бог один, но проявляет Себя в безграничном разнообразии. У Него есть изначальная форма Кришны на Голоке, ее экспансия – Нараяна на Вайкунтхе, а также бесчисленное множество других экспансий в духовных и материальных мирах. Храмовые Божества также относят к аватарам, которые Господь проявляет в материальном мире. Во всех уголках вселенной Он является как бесчисленные Божества, каждое из которых обладает своим обликом и индивидуальностью, как Шри Санкаршана в Илаврита-варше, Шри Джаганнатха в Пурушоттама-кшетре и Шри Ранганатха в Ранга-пури – и это лишь некоторые из них. На райских планетах Он является в таких Своих экспансиях как Вамана, Вишну и Ягьешвара. По всему материальному миру нисходят Его воплощения. Некоторые из них знамениты – как Господь Матсья и Господь Курма, другие известны куда меньше – как Господь Хаягрива или Господь Хамса. Деяния, имена и формы этих аватар многообразны, однако все они – одна и та же Личность Бога, совершенная в Своих чистых вечности, знании и блаженстве. В «Маха-самхите» говорится:

тасйа сарваватарешу

на вишешо `сти кашчана

дехи-деха-вибхедаш ча

на паре видйате квачит

сарве `ватара вйапташ ча

сарве сукшмаш ча таттватах

аишварйа-йогад бхагаван

кридатй эша джанарданах

«Нет разницы между какими бы то ни было воплощениями Бога, и нет разницы между Его телом и душой. В действительности, все эти воплощения всепроникающи и бесплотны. Так играет Верховный Господь Джанардана, используя Свое величие и могущество».

В Бадарикашраме Господь Нараяна явился со Своим младшим братом Нарой. Он пришел как сын Дхармы и стал гуру для тех, кто предается аскезе. Слово ади (капиладайах), употребленное в 155 стихе, подразумевает другие воплощения Господа, в том числе Вьясадеву и Дханвантари. А то же слово в тексте 156 (сварга-локадишу) указывает на другие места явления Господа: Махарлоку, Сатьялоку и оболочки вселенной, состоящие из земли и других элементов. В 156 стихе слово ади встречается дважды. Во второй раз (вишну-йаджнешварадайах) оно намекает на Господа Махапурушу, пребывающего на Брахмалоке, и на такие формы Господа как Вараха, которым поклоняются во вселенских оболочках. Гопа-кумар уже видел многие из этих форм Всевышнего. Шри Вамана, упомянутый здесь отдельно, – это не тот четырехрукий Господь Вишну, который является главенствующим Божеством Сваргалоки.

Как мы узнаем из Пуран, некоторые из воплощений Господа Вишну приходили более одного раза, в разные времена и при разных обстоятельствах. К примеру, известно, что Матсья, величайшая из рыб, явилась как минимум дважды. Один раз это было по окончанию цикла из четырех юг, во время потопа, опустошающего вселенную. Тогда Господь Матсья явился, чтобы спасти Веды. Другой раз Он пришел во время частичного потопа, скрывшего под собой низшую часть вселенной, и целью Его прихода на этот раз было явить Свою милость Сатьяврате Муни. Господь Курма также явился дважды. Один раз Он держал на спине гору Мандара, когда полубоги и демоны пахтали Молочный океан, чтобы добыть из него нектар. В другом Своем воплощении Господь Курма всегда поддерживает на Себе землю. Аналогичным образом Господь Вараха приходил как минимум пять раз. Первый Вараха проявился на заре творения, из ноздри Брахмы. Он поднял Землю, положил ее на воды океана Гарбходака и исчез. Второй спас Землю от частичного опустошительного наводнения, убил Хираньякшу и ушел на Сваргалоку. Третий, олицетворение ведического жертвоприношения, учил тому, как проводить ягьи. Он поднял Землю, рассказал ей «Вараха Пурану» и исчез при помощи Своей мистической силы. Четвертый поднял Землю и сделал ее гладкой, своими острыми клыками сточив чересчур большие горы. Затем Земля приняла облик Его супруги Варахи, наслаждалась с Господом супружескими отношениями и родила двух сыновей. В конце концов этот Господь Вараха исчез, погрузившись в форму Господа Нрисимхи. Пятый же Вараха всегда поддерживает Землю снизу. Господь Нрисимха также являлся несколько раз, и об этом можно узнать из таких источников как «Брихат-сахасра-нама-стотра». Один Нрисимха победил всех матерей небожителей, другой разорвал Хираньякашипу, а еще один принял облик обычного кота. Ваманадева тоже приходил дважды, чтобы провести двух разных асуров, Дхундху и Бали. По два явления было и у Господа Хаягривы, и у Господа Хамсы.

ТЕКСТ 158

нанатвам эшам ча кадапи майаикам

на джива-нанатвам ива пратийатам

тач чид-виласатмака-шакти-даршитам

нана-видхопасака-читра-бхаваджам

нанатвам – разнообразие; эшам – этих; ча – и; када апи – в любое время; майикам – иллюзорное; на – не; джива – обусловленных душ; нанатвам – множественность;