Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 368 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 368

ива – как; пратийатам – должно восприниматься; тат – этого; чит – чистого духа; виласа – игры; атмака – составляющими; шакти – энергиями; даршитам – проявленное; нана-видха – разных видов; упасака – поклоняющихся; читра – различных; бхава – из настроений; джам – порожденное.

Различия между ними ни в коем случае не следует считать иллюзорными. Они не более иллюзорны, чем множественность обусловленных душ. Различия между формами Господа проявляются посредством энергий, которые стоят за Его духовными играми. Они вызваны различиями в настроениях Его преданных.

КОММЕНТАРИЙ: Кто-то может возразить, что единое существо может показаться множественным лишь вследствие иллюзии. Но этот стих доступно излагает истину. Как мы знаем из учения Веданты, дживы обладают реальным бытием и отличны от Высшей Души и друг от друга, причем различия эти тоже реальны. Различия между индивидуальными дживами и между дживой и Параматмой не являются иллюзорными порождениями Майи. Не следует думать, будто джива одна, и только вследствие ложных отождествлений она делится на множество душ. Неверно также, что единая Высшая Истина отображает себя во множестве маленьких образов, джив, которые не обладают самостоятельным бытием. Реальны и сами дживы, и их различия. Аналогичным образом все формы Бога суть реальные проявления Его чистой духовной сути, представленные посредством Его личных энергий.

Личность Бога – безбрежный океан множества различных настроений любовного взаимообмена. В ответ на Его многообразные игры у каждого из преданных развивается своя, индивидуальная разновидность экстаза, и Господь в ответ на каждую из них являет Себя по-особому. Умы преданных поглощены только Им одним, и поэтому, когда бы преданный ни ощутил острое желание лицезреть Бога в определенном облике, Господь тут же является перед ним в соответствующей форме. Эти проявления Господа, хоть и кажутся созданными лишь для данного конкретного случая, в действительности вечны, истинны и всепроникающи. Проявляясь в своих лила-аватарах, Верховный Господь исполняет сердечные желания всех чистых преданных. Не делай Он этого – и было бы утрачено самое важное из Его достоинств – безграничная милость к предавшимся Ему душам. Если бы какая-то из форм, в которых является Господь, оказалась на поверку преходящей, иллюзорной или не всепроникающей, то преданные, которые ей поклоняются, испытали бы разочарование, и их духовной жизни был бы нанесен огромный вред. Поэтому ни одно из воплощений Господа не позволяет Себе подпасть под иллюзорное влияние Майи.

ТЕКСТ 159

ато на бимба-пратибимба-бхедато

вичитрата са салиле равер ива

кинтв эша кха-стхо `двайа эва сарватах

сва-сва-прадеше бахудхекшйате йатха

атах – поэтому; на – не; бимба – образа; пратибимба – и его отражения; бхедатах – из-за различия; вичитрата – многообразие; са – это; салиле – в воде; равех – солнца; ива – подобно; кинту – скорее; эшах – это (солнце); кха-стхах – находящееся в небе; адвайах – одно-единственное; эва – только; сарватах – повсюду; сва-сва – в собственных различных; прадеше – местах; бахудха – множеством образов; икшйате – видимое; йатха – как.

Поэтому данное многообразие возникает не из различия между объектом и его отражением, как это бывает в случае с солнцем, отражающимся в воде. Скорее, формы Господа подобны одному-единственному солнцу, стоящему в небе, которое видят все, но, в зависимости от места, по-разному.

КОММЕНТАРИЙ: Разнообразие проявлений Верховного Господа невозможно понять при помощи аналогии с предметом и его отражением, ибо каждая из форм Бога вечна и обладает реальным бытием. При модели предмет-отражение единственным вечным и реальным объектом оказывается изначальная форма Господа (аватари), из которой исходят все остальные. Все же другие формы Бога оказываются в таком случае временными и иллюзорными, подобно отражениям. По существу, личные экспансии Бога оказываются порождением иллюзии. Поэтому теория распространения форм как отражений несостоятельна. Верховная Личность Бога во всех Своих формах – все тот же изначальный объект, во всей полноте обладающий свойствами вечности, знания и блаженства.

Солнце может отражаться в разных водоемах, а всякий предмет – в разных зеркалах. В таком случае один объект кажется многими, ибо его образы присутствуют в разных местах. Но многообразие среди форм Верховного Господа имеет иную природу. Более уместной в данном случае будет другая аналогия, которая приведена в этом стихе. Люди, находящиеся в разных местах, воспринимают один и тот же объект – солнце – по-разному. По отношению к окружающим объектам – деревьям, холмам и т.д., – для каждого наблюдателя солнце будет выглядеть иначе, чем для остальных, которые находятся в других местах. Аналогичным образом преданные Верховного Господа видят Его в разных формах, с разным цветом тела и разными качествами, в зависимости от их индивидуальной бхавы. Один преданный видит Его сияющей сферой, другой – личностью с четырьмя руками и телом красного цвета, третий – с двумя руками, в каждой из которых по лотосу. Ни одна из этих форм не является иллюзорной, ибо их созерцают чистые преданные, которых Господу нет никаких причин обманывать.

ТЕКСТ 160

йатхаива ча притхаг джнанам

сукхам ча притхаг эва хи

татхапи брахма-тадатмйе

тайор аикйам су-сидхуати

йатха – как; эва – точно; ча – и; притхак – отдельные; джнанам – знание;