Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 370 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 370

разные виды украшений, игр и т.д. Нарада приписывает это величие Господу Вайкунтхи, поскольку Господь Нараяна, как и Кришна, пребывающий на Голоке, – источник экспансий и воплощений (аватари). Помня об этом, Нарада называет здесь Господа Нараяну Шри Кришной. В том, что он употребил именно это имя, содержится тонкий намек на то, что Шри Кришна, пребывающий на Голоке, – самая чудесная из всех форм Господа.

ТЕКСТ 164

этач ча вринда-випине `гха-хантур

хритварбха-ватсан анубхутам асти

шри-брахмана дваравати-пуре ча

прасада-варгешу майа бхрамитва

этат – это; ча – и; вринда-випине – в лесу Вриндавана; агха-хантух – того, кто убил Агхасуру (Кришна); хритва – похитивший; арбха – мальчиков; ватсан – и телят; анубхутам – испытанное; асти – было; шри-брахмана – Шри Брахмой; дваравати-пуре – в городе Дварака; ча – и; прасада-варгешу – по многим дворцам; майа – мною; бхрамитва – бродившим.

Шри Брахма постиг эту истину, когда похитил друзей и телят Кришны во вриндаванском лесу. Я же осознал это, когда гулял по Его многочисленным дворцам в городе Дварака.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь Нарада подкрепляет свои выкладки, ссылаясь на личный опыт великих святых, осознавших свою истинную сущность, – себя самого и своего отца, Господа Брахмы. В Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» рассказывается о том, как Брахма украл телят Кришны и Его юных друзей-пастушков. Тогда единый Верховный Господь Кришна распространил Себя в формы всех этих мальчиков и телят, чтобы их матери (гопи и коровы) были счастливы. Через год Брахма вернулся и увидел, как все эти пастушки и телята внезапно приняли облик Господа Вишну.

Не следует думать, что только изначальная форма Кришны была настоящей, а Его экспансии в облике мальчиков и телят были всего лишь отражениями, порожденными Майей. То, что увидел сам Брахма, противоречит этому утверждению:

сатйа-джнананантананда-

матраика-раса-муртайах

аспришта-бхури-махатмйа

апи хй упанишад-дришам

«Все Вишну-мурти были вечными, беспредельными, исполненными знания и блаженства и неподвластными времени. Слава Их была столь велика, что гьяни, изучающие Упанишады, не могут даже соприкоснуться с ней» (Бхаг., 10.13.54).

Как подтверждает данный случай, Верховный Господь всегда реален, один Он или во множестве форм. Потерпев неудачу в своей попытке обмануть Кришну, Господь Брахма молился Ему следующим образом:

адйаива твад рите `сйа ким мама на те майатвам адаршитам

эко `си пратхамам тато враджа-сухрид-ватсах самаста апи

таванто `си чатур-бхуджас тад акхилаих сакам майопаситас

тавантй эва джагантй абхус тад амитам брахмадвайам шишйате

«Разве сегодня Ты не доказал мне, что все в творении, равно как и Ты Сам, суть проявление Твоей непостижимой энергии? Вначале Ты был один, а затем распространил Себя в виде всех телят и пастушков Вриндавана. После этого Ты явил передо мною такое же количество четырехруких Вишну, которым поклонялись все живые существа, включая меня, а затем моему взору предстали громадные вселенные, и число их равнялось количеству телят и пастушков. В конце концов сейчас Ты вновь принял Свой изначальный облик Высшей Абсолютной Истины, единственной и неповторимой» (Бхаг., 10.14.18).

Иначе говоря, в тот день Брахма спросил Господа Кришну, не было ли видение, явленное ему, демонстрацией иллюзорной природы материального мира. Кришна лично присутствует в этом мире, созданном Майей, который нереален, подобно сну или игре воображения. И в этом мире Майи Он являет Себя не в одной, а в множестве различных форм. Но в тот день, обернувшись Своими друзьями-пастушками и телятами, Кришна заставил Брахму взглянуть на этот мир так, как если бы Кришны не было (хотя на самом деле Он всегда есть).

Каждый облик, который принимает Кришна, реален, ибо и Он Сам, и Его экспансии суть Высшая Абсолютная Истина. Сначала Брахма увидел Кришну одного, затем – в форме всех пастушков и телят. Затем пастушки и телята превратились в четырехруких Вишну, которым поклонялись все живые существа, как тонкие, так и грубые, включая Брахму. Брахма увидел столько же Вишну, сколько было мальчиков и телят. И каждому из Них служили все причинные элементы и видимые объекты всей вселенной. Фактически, Брахма увидел, что на каждого мальчика и теленка приходится по вселенной. А в конце концов он увидел только беспредельного Всевышнего, единственного и неповторимого. Все формы Вишну слились воедино, и остался только Кришна, Верховный Брахман. Господь Брахма понял, что все эти проявления были равны между собой, ибо были неподвластны иллюзии Майи и ее энергиям.

Когда Нарада посетил тысячи дворцов, принадлежавших царицам Кришны в Дварака-пури, он также своими глазами увидел одновременное единство и многообразие Верховной Личности. Переходя из одного дворца в другой, в каждом из них он видел отдельного Кришну, занятого каким-то своими делами. Это не значит, что Кришна на самом деле был лишь в одном дворце, а в других находились Его иллюзорные формы. Разве верные слуги Господа заслуживают того, чтобы их так обманывали? Неужели Кришне все равно – сказать им правду или солгать? Разве может Он поступать столь двулично – тот самый Кришна, с которым никто не сравнится в сострадании и благожелательности? Тот Кришна, который постоянно печется о Своих преданных и является верным слугой Своих слуг?