Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 371 ------

Гопипаранадхана пр - Брихад-Бхагаватамрита - Страница 371

Разумеется, нет. Не следует предполагать, что, если разные жители Двараки одновременно видят Кришну в разных дворцах, этот очевидный факт опровергает Его единство. Если бы Кришна не был одним-единственным, миллионы Ядавов не смогли бы так тесно сотрудничать друг с другом, чтобы наслаждаться взаимным общением с Ним. Более того, каждый день, когда Господь покидал Свои дворцы, чтобы присутствовать в зале собраний Судхарма, туда приходил один Кришна, а не 16 108.

Когда Нарада посетил Двараку, Кришна милостиво позволил ему увидеть Свою повседневную деятельность во дворце каждой из царевен. В «Шримад-Бхагаватам» (10.69.41) Шукадева Госвами говорит об этом так:

итй ачарантам сад-дхарман

паванан гриха-медхинам

там эва сарва-гехешу

сантам экам дадарша ха

«Таким образом, в каждом дворце Нарада увидел одного и того же Господа, следовавшего трансцендентным принципам религии, которые очищают всех домохозяев». А в начале той же самой главы Десятой песни (10.69.2-3) Шукадева говорит:

читрам батаитад экена

вапуша йугапат притхак

грихешу двй-ашта-сахасрам

стрийа эка удавахат

итй утсуко двараватим

деваршир драштум агамат

«Нарада подумал: „Удивительно, как удалось Господу Кришне, находясь в одном теле, одновременно жениться на шестнадцати тысячах женщин, каждая из которых была в своем дворце“. Итак, этот мудрец среди полубогов поспешил в Двараку, чтобы увидеть все своими глазами».

Нарада спешил в Двараку посмотреть на Кришну в Его дворцах только потому, что Кришна одновременно женился на шестнадцати тысячах принцессах, оставаясь при этом в одном теле. Если бы Он при этом распространил Себя в виде шестнадцати тысяч двойников, в Нараде не проснулось бы такое нетерпение, ибо Нарада и другие мастера мистической йоги, такие как Саубхари, также способны выделять из себя экспансии. А благодаря тому, что Кришна наделил этой Своей мистической способностью и своих спутников, Нарада увидел с Ним в разных дворцах Шри Деваки, Васудеву, Уддхаву и других преданных, экспансии которых фактически не отличались от них самих. Поэтому Нарада был прав, когда сказал Гопа-кумару: «Кришна, Его спутники и Его обитель… с неизменным постоянством едины во многообразии и всегда истинны» (тексты 161-162).

ТЕКСТ 165

дурвитаркйа хи са шактир

адбхута парамешвари

кинтв асйаиканта-бхактешу

гудхам канчин на тиштхати

дурвитаркйа – непостижимая; хи – в действительности; са – эта; шактих – энергия; адбхута – поразительная; парама-ишвари – принадлежащая верховному повелителю; кинту – но; асйа – Его; эканта – чистых; бхактешу – от преданных; гудхам – скрытое; кинчит – что бы то ни было; на тиштхати – не остается.

Воистину непостижима поразительная энергия верховного повелителя, но ничто не укроется от Его чистых преданных.

КОММЕНТАРИЙ: Играми Господа, на первый взгляд полными противоречий, могут наслаждаться лишь Его слуги, которые понимают их благодаря своей чистой преданности. Хотя обычным людям не дано разгадать тайну Его деяний, они милостиво раскрываются искренним вайшнавам, позволяя тем постепенно развить в своем сердце исключительную преданность Господу. Брахмаджи поначалу был сбит с толку мистической силой Кришны, но потом обрел просветление.

ТЕКСТ 166

патни-сахасраир йугапат пранитам

дравйам са бхункте бхагаван йадаиках

пашйанти танй атра йатха прати-свам

адау мамадатта тад эва ме `тти

патни – женами; сахасраих – тысячами; йугапат – одновременно; пранитам – принесенные; дравйам – блюда; сах – Он; бхункте – ест; бхагаван – Верховный Господь; йада – когда; эках – один; пашйанти – они видят; тани – эти (блюда); атра – здесь; йатха – как; прати-свам – каждая индивидуально; адау – первой; мама – мою (пищу); адатта – Он принял; тат – эту; эва – только; ме – мою; атти – Он ест.

Когда один Господь, Личность Бога, одновременно ел блюда, принесенные Ему тысячами жен, каждой из них казалось, будто она покормила Его первой и что Господь ест лишь ее подношение.

КОММЕНТАРИЙ: Вот хороший пример загадочной природы деяний Верховного Господа. Это пример из Его взаимоотношений с любимыми женами. Чудо, описанное в данном стихе, имело место и во Вриндаване, с гопи, возглавляемыми Шри Радхой, и в Двараке, с царевнами, первой из которых была Шри Рукмини. И там, и там Кришну время от времени кормят одновременно тысячи возлюбленных, каждой из которых кажется, будто Он ест только ее подношение. Все они безраздельно преданы Господу, и Господь не хочет разочаровывать никого из них. Будучи особенно внимателен лично к каждой, Он тем самым искусно пробуждает в их сердцах еще большую любовь. И здесь нет никакого фокуса; Господь делает это по-настоящему.

Лучшие примеры того, как Господь чудесным образом принимал служение Своих энергий, можно найти в играх Шри Кришны, в которых во всей полноте проявлены и Его величие, и Его сладость. Высшее превосходство Кришны как источника всех аватар будет обсуждаться в дальнейших главах. Как бы намекая на это, рассказчик «Шри Брихад-Бхагаватамриты» в этой главе несколько раз употребляет имя Кришны по отношению к Господу Нараяне. Такое мы видим в текстах 107, 140, 145 и 161.

ТЕКСТ 167

квачит кешв апи дживешу

тат-тач-чхакти-правешатах

тасйавешаватара йе

те `пи тадван мата будхаих

квачит – иногда; кешу апи – в некоторых; дживешу – живых существах; тат-тат – различных; шакти – энергий; правешатах – входом; тасйа – Его; авеша-аватарах – уполномоченным воплощениям; йе