из одного места и тут же появляется в другом. Соответственно, в любой момент она может оставить человека, который доверился ей. Тем не менее, будучи воплощением Маха-Лакшми, она наследует многие возвышенные качества изначальной богини удачи. Так, мы узнаем, что во время пахтания Молочного океана, когда из него появилась Лакшми материального мира, Господь Вишну взял ее в жены, и с тех пор она пребывает на Его груди.
Но, в отличие от материальной богини удачи, Маха-Лакшми – любимая служанка Господа Нараяны. Она полностью посвятила себя служению Ему, и, никогда не демонстрируя непостоянства, вечно пребывает на Его груди. Преданные Господа всегда с величайшим почтением поклоняются Маха-Лакшми и никогда ею не пренебрегают, как пренебрегают ее материальным воплощением.
ТЕКСТ 172
эвам дхаранй апи джнейа
параш ча бхагават-прийах
татхаива бхагавач-чхактир
апи са джнайатам твайа
эвам – так; дхарани – богиня Земли; апи – также; джнейа – следует знать; парах – другие; ча – и; бхагават – Верховному Господу; прийах – дорогие супруги; татха – так; эва – как; бхагават – Верховного Господа; шактих – энергия; апи – также; са – она; джнайатам – должно быть понято; твайа – тобой.
Усвой, пожалуйста, и то, что богиня Земли и другие супруги Господа подобны изначальной Лакшми, ибо творческие энергии Бога относятся к одной категории.
КОММЕНТАРИЙ: Нарада позволил себе отклониться от прославления Господа Нараяны и перейти к прославлению Его супруги. Теперь он идет еще дальше и славит все личные энергии Господа. Дхарани (Бхуми) – вторая жена Господа Нараяны. Существует одна изначальная богиня удачи, абсолютно духовная по природе. Она – любимая супруга Господа Вайкунтхи и всегда находится рядом с Ним. Его другие энергии, упомянутые в священных писаниях, все суть экспансии этой изначальной Маха-Лакшми. Жена Господа Шивы Дурга также является ее воплощением, и то же можно сказать об ее многочисленных экспансиях, у каждой из которых свой облик и свое имя. Внушающая ужас богиня Чамунда, жена Бхайравы (одна из самых страшных экспансий Шивы), также является воплощением Лакшми, личной энергии Верховного Господа.
ТЕКСТ 173
маха-вибхути-шабдена
йога-шабдена ча квачит
йога-майади-шабдена
йа квачич ча нигадйате
маха-вибхути – маха-вибхути; шабдена – термином; йога – йога; шабдена – термином; ча – и; квачит – иногда; йога-майа-ади – йога-майя и так далее; шабдена – терминами; йа – кто; квачит – иногда; ча – и; нигадйате – называется.
Иногда Лакшми обозначают такими терминами как маха-вибхути, йога и йога-майя.
КОММЕНТАРИЙ: Эти слова описывают богиню Лакшми, исходя из различных ее индивидуальных черт и деяний. Помимо перечисленных, иногда для ее обозначения используется слова пракрити, шакти и так далее. В «Маха-самхите» объясняется:
шри-бху-дургети йа бхинна
джива-майа махатманах
атма-майа тад-иччха сйад
гуна-майа джадатмика
«У нее есть разные имена, такие как Шри, Бху и Дурга, которые обозначают соответственно: энергию, посредством которой Высшая Душа проявляет дживы, Его личную энергию желания и Его энергию материальных гун, составляющих мертвую материю». Словарь «Шабда-маходадхи» дает следующее определение:
три-гунатмикатха джнанам ча
вишну-шактис татхаива ча
майа-шабдена бханйанте
шабда-таттвартха-ведибхих
«Знатоки науки о языке говорят, что слово майа может означать энергию трех материальных гун, знание и личную энергию Господа Вишну». В «Сканда Пуране» говорится:
майа-майетй авидйети
нийатир моханити ча
пракритир васанетй эвам
тавеччхананта катхйате
«О Господь Ананта! Твое желание именуют по-разному: памятью, природой, чарующим, судьбой, невежеством и источником заблуждения».
ТЕКСТ 174
йа сандра-сач-чид-ананда-
виласабхйудайатмика
нитйа сатйапй анадй-анта
йанирвачйа сварупатах
йа – кто; сандра – концентрированное; сат-чит-ананда – вечного бытия, знания и блаженства; виласа – славы; абхйудайа – торжество; атмика – составляющая; нитйа – вечная; сатйа – абсолютно реальная; апи – также; анади-анта – без начала и конца; йа – кто; анирвачйа – неописуемая; сварупатах – в своей сути.
Она олицетворяет собой великое торжество бытия, знания и блаженства. Она вечна, абсолютно реальна и не имеет ни начала, ни конца. В сущности своей она не поддается описанию.
КОММЕНТАРИЙ: Поскольку Маха-Лакшми есть совокупная энергия Высшей Истины, невозможно исчерпывающе описать ее.
ТЕКСТ 175
бхагавад-бхаджанананда-
ваичитри-джанани хи са
нана-видхо бхагавато
вишешо вйаджйате йайа
бхагават – Личности Бога; бхаджана – в поклонении; ананда – блаженства; ваичитри – многообразие; джанани – кто порождает; хи – в действительности; са – она; нана – множество; видхах – имеющая аспектов; бхагаватах – Верховного Господа; вишешах – многообразие; вйаджйате – проявленное; йайа – кем.
Она – мать, порождающая различные формы экстаза, которые появляются у человека во время поклонения Господу. Через нее Верховный Господь проявляет Свои различные качества.
КОММЕНТАРИЙ: Предыдущие два стиха описывали главные отличительные свойства богини Лакшми (сварупа-лакшана). В этом же стихе говорится об ее второстепенных признаках (татастха-лакшана). Лакшми – это сила, посредством которой в преданном служении Господу проявляются во всем своем многообразии очарование и сладость. Хотя говорится что преданные едины с Богом, ибо, как и Он, представляют собой чистые духовные существа, но и Господь, и вайшнавы имеют свои неповторимые индивидуальные особенности. Дживы и Верховный Господь относятся к одной и той же категории – брахман, однако джива-брахма отличается от пара-брахмы, как лучи отличаются от Солнца. Аналогичным образом преданное служение Верховному Брахману едино, однако проявляется во множестве